Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 24.09.2018, 02:28 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2014 » Ноябрь » 28 » Март 1875 г.
09:28
Март 1875 г.
Мост через Болву

На Брянском заводе началось производство железнодорожных мостов.

В то время, как Крахт строил завод, Губонин «воевал» с конкурентами, домогаясь подрядов на строительство Оренбургской и Уральской железных дорог, а Голубев продолжал управлять Орловско-Витебской железной дорогой, в это время инженер, аристократ, князь Тенишев Вячеслав Николаевич, хороший знакомый Голубева по институту, предложил внести свой пай – двести тысяч в строительство Брянского рельсопрокатного завода и непосредственно заняться производственной деятельностью… (Скороход, Г.Н. Загадка капиталов князя В. Н. Тенишева  / Г.Н. Скороход, А.А. Чубур // История. Общество. Политика : Сетевое науч. периодич. издание. Вып. 1 / Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, гл. ред. С.В. Артамошин. - Брянск: РИО Брянского гос. ун-та, 2017. - С. 179-191.)

Предложение Тенишева самому заняться производством на рельсопрокатном заводе пришлось по нраву П.И. Губонину и В.Ф. Голубеву. У них появилась возможность свободно ехать на Урал. Вячеслав Николаевич Тенишев сразу же занялся устройством мастерской для изготовления мостов, поворотных кругов и других железных конструкций.  В начале 1875 года начато строительство мостов. Следует отметить, что производство, сборка и возведение мостов было одним из профильных направлений работы Брянского завода.

 

Мостовая мастерская Мостовой корпус Сборка мостов

Тенишев Вячеслав Николаевич (1843-1903) – известный ученый, предприниматель и меценат, оставивший свой след в этнографии и социологии, сформировавший собственную систему воспитания и образования, блестяще воплощенную в знаменитом тенишевском училище Петербурга, один из основателей Брянского машиностроительного завода, добившийся успехов на предпринимательской ниве, принадлежал к известному аристократическому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы Тениша Кугушева, в 1528 году перешедшего на службу к московскому великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного.

Леон Бонна. Портрет князя
В.Н. Тенишева, 1896 г.
Государственный Эрмитаж
(Санкт-Петербург)

Сын Тениша, Епиней, принял христианскую веру и Иваном Грозным в 1555 году был назван татарским князем Тенишевым. Татарская кровь была разбавлена многочисленными браками с русскими дворянскими семействами. Прадед В.Н. Тенишева был удостоен княжеского титула «за особые заслуги по укреплению мощи государства Российского». Наиболее известными представителями рода Тенишевых стали князь Дмитрий Васильевич, который в начале XIX века был астраханским губернатором, и князь Николай Иванович Тенишев (1798-1862 гг.), отец Вячеслава, Сандомирский губернатор, генерал-майор, который управлял путями сообщения в Царстве Польском и строил первые железные дороги. Сына воспитал в офицерском духе. В три года Вячеслав Тенишев лишился матери и воспитывался у дяди в Тверской губернии. Закончив частную гимназию в Москве, Вячеслав поступил в Санкт-Петербургский университет, затем был отозван отцом в Варшаву, после чего завершил свое образование, получив диплом инженера путей сообщения в г. Карлсруэ (Германия). Ему не было 20 лет, когда он потерял отца и свою карьеру должен был делать совершенно самостоятельно.

Свою трудовую деятельность Вячеслав Николаевич начал техником на Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорогах. Пользуясь глубокими техническими знаниями и хорошо чувствуя экономическую конъюнктуру, Тенишев стал успешным предпринимателем, достойным продолжателем дел своих предков. В 26 лет он основал свой первый завод - наукоемкое производство на Гутуевском острове в Петербурге, выпускавший лесопильные рамы на паровой тяге и серию машин для производства конструкций железных мостов. В 1872 году Гутуевский завод на Московской политехнической выставке получил Большую золотую медаль за усовершенствование лесопильной машины на двух рамах. В.Н. Тенишев имел предприятия в Ростове-на-Дону, два лесопильных завода и конезавод породистых рысаков в Орловской губернии.

В 1875 году князь стал техническим руководителем «Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». С 1879 года Тенишев возглавил акционерное общество. Ему было тогда 35 лет. Благодаря технической мысли Тенишева, продукция завода не знала себе равных, а предприятие развивалось небывало высокими темпами. Почти каждый год на заводе начиналось производство новых изделий. Ряд железных дорог снабжался исключительно рельсами, произведенными на этом заводе. Рельсы были более высокого качества, чем зарубежные. С 1880-х гг. завод стал выпускать броню для броненосцев Черноморского флота. Именно В. Тенишев убедил Морское министерство отдать заказ на броню не английским производителям, а Брянскому заводу. При испытаниях эта броня, произведенная в Брянске, оказалась лучше английской. В 1890-х гг. завод превратился в крупного производителя паровозов и вагонов.

В 1882 г. Брянский завод первым в России получил право изображать на своих изделиях государственный герб. В начале XX века правительственная комиссия во Франции признала, что Брянский завод стоит наравне с лучшими предприятиями Западной Европы.

Магазин "Общества потребителей"

В 1895 году при содействии администрации Брянского завода Вячеслав Николаевич организовал на своем предприятии кооператив рабочих и служащих – «Общество потребителей». Из-за несложившихся отношений Тенишева с директором завода (Н.Н. Ильиным) не могло быть и речи о строительстве магазина «Общества потребителей» на заводской земле. И княгиня упросила мужа уступить все хозяйственные постройки их бежицкой дачи (территория Хутора, ныне это улица Ново-Советская). В одной половине каретного сарая устроили мясную лавку, в другой – мучную. Конюшню перестроили в огромную бакалейную, а в большом флигеле расположились красные товары с готовым платьем. Этот кооператив через свою торговлю снабжал продуктами работников завода.

Бывшие конюшни
Ныне ул. Ново-Советская

Не принимая непосредственного участия в предпринимательской деятельности, князь как деловой человек, постоянно участвовал в деловых операциях, вкладывая капиталы в различные предприятия: в завод по выпуску сельскохозяйственной техники в Петербурге, был членом совета Петербургского международного банка. Вся деятельность Тенишева продиктована заботой о поддержке русских инженеров и изобретателей, об устранении зависимости русской промышленности от иностранных фирм. Как организатор производства он ориентировался на новейшие технические достижения, на инженерное творчество. Его заводы предоставляли свою продукцию на различные выставки, получали награды за технические достижения.

Приняв участие в строительстве Брянского завода и руководстве его деятельностью, Тенишев в дальнейшем был членом правлений ещё нескольких предприятий одновременно, в том числе Коломенского, Путиловского и Невского заводов, а так же двух крупных коммерческих банков. Играл на виолончели. Одно время возглавлял петербургское отделение Русского музыкального общества.

Князь Тенишев стал одним из самых видных коммерсантов нового, европейского типа. Расчет, сметливость, какое-то особое везение, объединившись с оригинальным научным подходом, своеобразной организацией труда, свойственным крупнейшим мировым фирмам того времени привели к тому, что современники называли князя «русским американцем». Тенишев один из первых поверил в будущность автомобиля, в конце XIX века приобрел машину в Париже за 1000 рублей золотом. Так в Смоленске появился первый автомобиль фирмы «Renault» вместе с шофером французом. У князя был открытый, общительный характер. Художник и искусствовед Александр Бенуа, бывший одно время составителем и хранителем собрания живописи княгини, оставил в своих воспоминаниях портрет Тенишева: «Ничего «княжеского» ни в наружности, ни в манерах, ни во вкусах у Вячеслава Николаевича не было. Широкое «квадратное» лицо с негустой белокурой бородой было самое простецкое, «мужицкое». Он похож на русского мужика, находили французы, да и широкоплечая, приземистая фигура скорее подходила для какого-нибудь торговца из Апраксина рынка, нежели для особы, украшенной титулом. Впрочем, будучи вполне достоверным князем, он все же не принадлежал к высшему обществу и тем менее к придворному кругу. Это был характерно русский self-made man, собственным умом и смекалкой составивший себе огромное состояние и продолжавший его с успехом увеличивать посредством всяких деловых операций и индустриальных предприятий... То, что не поддается простейшему «научному» объяснению, что не отвечает практической полезности, отбрасывалось Тенишевым как нечто лишнее и даже вредное".

М.К. Тенишева
Фото 1890-х гг.

Первой женой князя стала Анна Дмитриевна Замятина, дочь действительного статского советника, члена Императорского совета, министра юстиции Д.Н Замятина. Выгодный брак способствовал становлению Вячеслава Николаевича на ниве предпринимательской жизни, однако не принес личного счастья. Не помогло установлению теплых семейных отношений рождение в 1878 г. сына Вячеслава. Этот брак длился почти 16 лет, но, только встретив в петербургском музыкальном салоне Марию Клавдиевну Пятковскую, Вячеслав Николаевич решился на развод. Второй раз он женился «по любви»,  «безумной страсти», как отмечали все мемуаристы. Княгиня Тенишева дала своему супругу такую характеристику: «Это был человек с железной волей, сильный духом. Он мягко, без малейшего усилия умел заставить говорить и делать, что хотел. Его считали крупным дельцом, умным, решительным человеком, создавшим много крупных коммерческих предприятий, между прочим, он был душой и организатором акционерного общества Брянских заводов. В обращении он был добродушен, в манерах, туалете – более чем прост. Меня подкупало в нем то, что он был совершенно несветский, серьезный, образованный человек, любил и понимал музыку, что с ним можно было говорить, но более всего – его сильный, независимый характер. Для него не существовало ни предрассудков, ни препятствий в достижении раз поставленной цели. Редкий тип человека, настоящий самородок!».

В 1889 году, сразу после свадьбы, супруги Тенишевы переезжают в  Бежицу, которая с первой минуты поразила Тенишеву своей неустроенностью. Возможно, её мнение совпало с отзывом К.Г. Паустовского, побывавшего со своим дядей, полковником Н. Высочанским, в начале 1890-х годов в здешних местах: «Бежица оказалась сырым и скучным поселком. Земля здесь была перемешана с ноздреватым шлаком из заводских печей. В палисадниках росли кривые березы. Дымил завод».

Особняк Тенишевых в Майском парке

Супруги жили в особняке напротив здания Общественного собрания, в Майском парке, построенном в западной части дубравы, прилегающей к самому заводу (ныне это улица Ульянова, напротив здания современной типографии, на месте построенного теннисного центра). Особняк был построен ещё при  первой жене князя. Дом этот был необычен. Выделялся в то время и размером и оригинальностью. Проект дома В.Н. Тенишев нашел на одной из выставок. И он понравился князю. Тенишев разыскал архитектора и предложил ему построить такой дом в Бежице. Архитектор Иван Иванович Кристославич имел институтское образование и опыт работы. Ему было 39 лет. В конце 1879 года он появился в Бежице и приступил, прежде всего к заготовке материалов для дворца. Одновременно он был зачислен в штат завода для получения служебного жалования.

Теннисный центр
по ул. Ульянова.
На этом месте располагался дом Тенишевых

Чем же заинтересовал Тенишева проект дома? Общий план дома – двухэтажный. Часть дома, обращенная к заводу имела четыре этажа. Башня четвертого этажа вращалась по принципу железнодорожных поворотных кругов. С неё можно было наблюдать железнодорожную станцию и почти полную панораму заводских строений, а пользуясь биноклем – наиболее важные объекты заводских построек и даже узнавать людей. Высокие деревья, заслонявшие западную часть заводской панорамы, были вырублены. Другой достопримечательностью было то, что он строился, как и все в то время заводские строения, из бревен, хорошо подтёсанных внутри, а снаружи обшит вагонкой (тонкая обшивочная доска, продукт переработки древесины, толщина которой, как правило, не превышает 22 мм). Крыт он был, конечно, железом. Первой жене князя  Анне Дмитриевне этот дом показался излишне обширным и не совсем уютным. Но князю возражать было бесполезно. Когда новая жена князя Мария Клавдиевна приехала в Бежицу, ей все здесь не понравилось.

Особняк Тенишевых в Хотылёво

И даже двухэтажный особняк в Бежице ей запомнился как одноэтажный, безобразный, необставленный и необорудованный: «Одноэтажный дом с мезонином, с массой вычурной резьбы, с балконами, выступами и башнями, был окрашен в казенную серую краску. Внутри он остался с рублеными стенами, потемневшими от времени, потемневшими от времени и пугавшими меня» – пишет княгиня в своих «Воспоминаниях».  Ни садом, ни домом она не занималась, ей не давал спать неумолчный стук работ. Она просыпалась в шестом часу утра вместе с заводским гудком и постоянно вздрагивала от свиста поездов-кукушек, которые сновали по рельсам с утра до ночи.

Развалины усадьбы Тенишевых в Хотылёво

Князь, видя состояние жены, купил бывшее поместье Тютчевых в Хотылёво, здесь начали строить новую усадьбу. И желанный дворец в Хотылёво скоро появился. Он был построен по проекту архитектора Н.Н. Прокофьева (1866-1913) с учетом пожеланий княгини по оформлению. Из дворца, построенного в классическом стиле, к Десне вела мраморная лестница, украшенная вазами и цветами. Мария Клавдиевна стала приглашать знаменитых художников, композиторов, писателей. Ей хотелось прославить этот дворец, себя и князя. Княгиня старалась! И ей это удавалось. Пожалуй, трудно найти на Брянщине место, где бы за короткие два-три года побывало так много знаменитостей. В Хотылёво гостили великий Илья Репин, знаменитый Врубель. Они и другие гости Марии Клавдиевны оставляли следы своего пребывания в Хотылёво. Илья Репин оставил несколько рисунков Хотылёвского парка, заводские наброски, Врубель для фона своего «Пана» использовал хотылёвский пейзаж. К сожалению, не сохранились ни бежицкий особняк, ни хотылевский дворец Тенишевых. Последний наследник владельца хотылёвского дворца Граббе в 1943 году, отступая с немецкими войсками, поджег это великолепное сооружение, а особняк в Бежице уничтожен еще раньше.

М.А. Врубель. Пан И.Е. Репин. Пейзаж

В 1895 году князь Тенишев отошел от дел Брянского завода, продал свое имение (в Хотылёво) и решил посвятить себя научным занятиям. К этому времени состояние В.Н. Тенишева было миллионным, это позволило ему удалиться от дел и заняться научным трудом, общественно-полезной и благотворительной деятельностью. Научные интересы Тенишева лежали в области этнографии и социологии. Этим вопросам он посвятил книгу «Деятельность человека», первое издание которой вышло в свет в 1897 году в Петербурге, а уже через год – второе исправленное и дополненное.

Наиболее известными социальными проектами Тенишева были Тенишевское училище (образцовое по устройству и содержанию среднее коммерческое учебное заведение в Санкт-Петербурге; его оканчивали такие известные люди как О.Э. Мандельштам, В.В. Набоков, Н. Куприянов, Д.В. Скобельцын, В.М. Жирмунский, Ф.А. Бруни и др.) и Этнографическое бюро (научно-исследовательское учреждение для изучения жизни современного крестьянства – в 1993 году увидел свет ряд этнографических материалов из архива князя Тенишева, например, «Быт великорусских крестьян-землепашцев»). Владение весьма существенным личным состоянием позволяло ему производить огромные расходы на благотворительные цели; в частности, на устройство Тенишевского училища им было пожертвовано 1.500.000 рублей, а на его содержание он ежегодно расходовал 50.000 рублей.

В 1897 году В.Н. Тенишев был назначен Генеральным Комиссаром Парижской выставки 1900 г.,  главной целью которой стала демонстрация различных достижений ведущих государств мира в области науки, искусства, промышленного развития. Усилия князя В.Н. Тенишева по организации выставки были по достоинству вознаграждены. Николай II в 1900 году пожаловал ему звание камергера двора его Императорского величества. Французское правительство наградило князя орденом Почетного легиона второй степени. Всемирная выставка стала триумфом Тенишева, укрепила его авторитет в правительстве и при дворе.

Заканчивая в Париже демонтаж русского отдела, князь не предполагал, что в этом городе он окончит свои земные дела. Тенишев умер от сердечной болезни в гостинице «Риц» на Вандомской площади 25 апреля 1903 года. Франция устроила пышные похороны русскому князю, который в жизни предпочитал простоту, скромность, демократичность. Через месяц тело князя перевезли в Россию, где оно было захоронено 24 мая в крипте недостроенного Храма Святого Духа на хуторе Фленово, недалеко от села Талашкино. Гроб сохранялся до 1917 года, а затем был вынесен местными жителями, разломан, тело перенесено на сельское кладбище (расположено сейчас на территории березовой рощи). Могилы его не существует.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 885




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018