Поиск

Календарь

«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 22.04.2018, 15:08 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Октябрь » 10 » Февраль 1937 г.
17:02
Февраль 1937 г.

Созданный руками рабочих «Красного Профинтерна» локомотив «СО» № 17-635 совершил невиданный пробег по маршруту Москва-Владивосток-Москва.

Паровоз серии "СО"

За годы второй пятилетки (1933-1937) завод «Красный Профинтерн» выпустил вдвое больше вагонов, чем за годы первой пятилетки (1928-1932). Здесь впервые в СССР стали выпускать вагоны с автосцепкой. Их выпуск доходил до 10 тысяч штук в год. С мая 1936 года коллектив, согласно правительственному заказу, приступил к выпуску мощных паровозов серии «СО» («Серго Орджоникидзе»). К концу года страна получила 25 таких локомотивов. Но заводские рационализаторы пошли ещё дальше: ими была разработана конструкция паровоза с тендером-конденсатором, который был особенно нужен для тех районов страны, где не хватало воды. Но так как многие считали, что новый локомотив сможет проходить без набора воды лишь около тысячи километров, необходимо было доказать, что эту цифру можно почти удвоить. Поэтому летом 1936 года машинистов-орденоносцев депо «Сковородино» Амурской железной дороги Валентина Макарова и Бориса Межецкого вызвали в наркомат путей сообщения. Расспросив машинистов о работе, семьях, нарком неожиданно предложил им сделать рейс на паровозе «СО» с тендером-конденсатором. В нескольких словах он пояснил, какое значение будет иметь успех такого рейса для паровозостроительной промышленности. Получив согласие машинистов, нарком тут же указал маршрут: Москва-Владивосток-Москва. И 17 сентября машинисты выехали в Орджоникидзеград (Бежицу).

На заводе в присутствии машинистов слесарями по сборке Н.З. Шитиковым, Л.С. Костиковым, Т.И. Галиничевым, С.Л. Герасимовым, бригадирами И.Д. Прудниковым, А.П. Ложецким, маляром Г.С. Балько и мастером паровозосборного цеха С.К. Козловым был собран паровоз «СО» 17-635, на котором и предстояло отправиться в длительный рейс. К участию в пробеге были привлечены машинисты В. Макаров, Б. Межецкий, почетный железнодорожник П. Маракулин (депо «Сковородино» Амурской ж.д.), машинист И. Коновалов (депо «Люблино»), бригада смазчиков во главе с Матюниным. Начальником поезда назначили А. Малиновского, парторгам – Л. Гольденберга.

Осенью того же года был сформирован состав весом 120 тонн. И 9 декабря ночью бригада вышла в рейс. Так начался пробег, равного которому не было в истории мирового железнодорожного транспорта.

Бригаде машинистов пришлось действовать в самые суровые зимние месяцы, в метель, бураны, при снежных заносах, сильном ветре, морозах до 54о . Рабочий пульс этого маршрута хорошо ощущается в дневниковых записях парторга поезда:

«9 декабря 1936 года. Старт был дан в 0 часов 38 минут 9 декабря. Протяжный свисток, и грандиозный пробег начался. В эту ночь никто из нас не спал. Отъехав от Москвы несколько десятков километров, мы остановились вблизи Александрова. Мороз сковал секции конденсатора, они покрылись толстым слоем инея, мешавшего прохождению воздуха. Общими усилиями быст­ро закрыли жалюзи тендера, начали обогревать секции. Обогрев секции, поехали дальше.

12 декабря... В 12 часов прибыли на станцию Кунгур. Участок от Кузико до Кунгура- самый тяжелый. На протяжении 100 километров здесь тянется сплошной подъем. Едем хорошо.

19 декабря. Едем вокруг Байкала...

24 декабря. Едем по своей родной Амурской дороге, на которой работает большин­ство участников пробега. Настроение у всех приподнятое... На станции Сковородино нам организовали теплую встречу. Сотни рабочих депо, служащие пришли приветствовать славных води­телей паровоза... Состоялся краткий митинг. После недолгой стоянки под громкое «Ура!» поезд тронулся дальше. 28 декабря. Сегодня поезд пришел в Хабаровск. На перроне нас встречала тысячная толпа.

29 декабря. Последний перегон: Ворошилов-Уссурийский - Владивосток. У всех какое-то напряженное состояние. Наконец появляются огни Владивостока. Поезд останавливается. Толпа народа окружает паровоз. Открывается митинг. На этот раз выступают Макаров и Межецкий. Они подводят итог первой половины пробега и говорят о том, что и обратный рейс в Москву будет также успешно завершен.

6 января. Сегодня получили телеграмму зам. народного комиссара путей сообщения тов. Лев­ченко, разрешающую выезд в Москву. У всех радостное настро­ение. Старт - завтра.

8 января. Возле Бикина неожиданно отказала турбина воздушных вентиляторов - важнейший агрегат паровоза с тендером-конденсатором. Осмотрев турбину, обнаружили в ней металлическую пластинку. Наше счастье, что пластинка не поломала лопатки ротора. Каждого этот случай заставил о многом подумать. Как могла попасть пластинка в ротор?

9 января. Прибыли в Хабаровск. Здесь нам вручили телеграфное распоряжение НКПС остаться на Дальневосточной дороге до особого указания.

24 января. Два дня назад получили указание НКПС о продолжении рейса. Сегодня выехали из Хабаровска.

3 февраля. В двадцати километрах от Новосибирска, на станции Мочище, наш поезд приняли на путь, занятый маневровым паровозом. Состав вел Макаров со скоростью около 40 километров в час. Несмотря на большую скорость, он сумел мастерски остановиться. Наш паро­воз не пострадал, от толчка с маневровым паровозом разбились лишь тарелки на кухне.

8 февраля. Проехали Свердловск, до Москвы осталось 1800 километров. Рассчитываем не позже 13 февраля быть в столице. Вчера Макаров и Межецкий вспомнили, как перед отъездом из Москвы нам заявили, что больше 3 000 километров паровоз не пройдет. Вспомнив, невольно рассмеялись. Прошли уже больше 19 тысяч!

11 февраля. Ночью проехали Киров. Несмотря на позднее время, большинство участников про­бега не спит. Макаров, на чью долю выпало привести поезд в столицу, надеется последние километры пройти с большой ско­ростью. Паровоз по-прежнему в прекрасном состоянии, хоть открывай ему семафор до Батуми!

13 февраля. Поезд прибыл в Москву, пройдя в общем итоге 21 тысячу километров за 240 ходовых часов!»

На следующий день после окончания блестящего пробега паро­воза «СО» с тендером-конденсатором, в наркомат были вызваны машинисты эстафетного рейса, директора и главные инженеры паровозостроительных заводов страны. И на совещании С.Орджоникидзе с радостью отметил, что успешным рейсом оказалась решенной техническая проблема освоения паровозов «СО». На очереди стоял серийный выпуск паровозов.

Как только стало известно об успешном рейсе «СО», на заводе «Красный Профинтерн» прошли собрания. А в местной печати было опубликовано письмо рабочих: «Мы, депутаты цехов паровозостроения, счастливы, что, шефствуя над паровозом «Серго Орджоникидзе» № 17-635, так же вложили в него частицу своего труда».

Таким образом, в успешном рейсе паровоза «СО», как в фокусе, отразились усилия многих людей по успешному выполнению планов паровозостроения.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 154




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018