Поиск

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 22.04.2018, 15:14 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Декабрь » 20 » Август 1941 г.
14:50
Август 1941 г.
Особый бронепоезд №2 "За Родину!"

Сформирован боевой экипаж из добровольцев-краснопрофинтерновцев бронепоезда №2 «За Родину!»

К концу сентября 1941 года коломенцы построили «Особый бронепоезд №1» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск Красной армии. Это была мощная передвижная боевая единица, кроме всего прочего располагавшая «катюшей» — платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами. Коломенский бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции Колесники, его постигла тяжкая военная судьба: от артогня противника бронепоезд перестал существовать. Почти вся его команда погибла.

Одновременно с коломенцами брянские профинтерновцы (завод «Красный Профинтерн») приступили к строительству «Особого бронепоезда № 2». Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Пришлось свернуть на этом заводе строительство бронепоезда. В первой половине августа на заводе «Красный Профинтерн» погрузили в вагоны и на платформы весь задел по бронепоезду и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправили в Ворошиловград. Когда эшелон прибыл на завод, сразу закипела работа по достройке бронепоезда.

Особый бронепоезд №2 "За Родину!" Передняя бронеплощадка имеет три башни – от танка КВ-2, от танка Т-34 (но перевооруженная 45-мм пушкой) и башня с 76-мм полевой пушкой образца 1902 г.

В комплект бронепоезда входили: паровоз серии ОВ с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы прикрытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название «черный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона — склад боеприпасов, вагон — технический склад, вагон для горюче-смазочных материалов.

На заводе имени Октябрьской революции во главе с парторгом М.Н. Хахаревым велась вся работа, связанная со строительством бронепоезда. Работа шла беспрерывно, в три смены. На каждом участке изготовления, сборки оборудования и бронеплощадок были закреплены опытные специалисты. Параллельно уже в начале сентября приступили к формированию команды бронепоезда и десантной роты. Добровольцев было много. Но отбирали только молодежь. Г. Морозов, Г. Кулиничев, Е. Ераков, Е. Лапин, А. Фантюшин, Н. Герасимов, А. Леонтьев, А. Ромашин, Н. Митроченков, П. Токарев, Г. Синицын, А. Толкачев, Ю. Гаврилов, В. Пузаков и многие их товарищи первыми были зачислены в состав бронепоезда. Всего успели отобрать 75 человек.

График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым. Они сваривали стыки башни бронепоезда. По инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру. Организация бронепоезда состояла из семи групп. Бронепоезд №2 «За Родину» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.

В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища прибыл назначенный командиром бронепоезда «За Родину!» Аким Бондаренко. Ему пришлось оставить в училище место преподавателя и возглавить боевую воинскую единицу. 6 октября военный комиссар А.Н. Енин по вызову отправился в Москву для доклада о боевой готовности бронепоезда. Обратно А.Н. Енин возвращался вместе с А.П. Цуповым, бывшим рабочим завода, назначенным заместителем командира бронепоезда.

Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают на фронт особый бронепоезд №2 "За Родину!".
23 октября 1941 г.

Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцево… В середине октября 1941 года командир и комиссар бронепоезда А.Л. Бондаренко и А.Н. Енин были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта. Днем 23 октября 1941 года состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда. Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково – Дебальцево – Алмазное. Местом его стоянки было определено депо станции Родаково. Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немецко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года был направлен в Ростов-на-Дону в распоряжение командующего 18-й армией.

С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно вела боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва. Бронепоезд под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивая налеты вражеской авиации; охранял участок железной дороги Новочеркасск – Шахты, громил вражеские десанты. Под Александровкой только за один день 28 ноября 1941 г. по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снарядов.

Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной Армии под Москвой.

Члены экипажа бронепоезда

Вскоре же немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску. Бронепоезд «За Родину!» получил приказание вернуться в Донбасс. 6 декабря 1941 года он прибыл на станцию Дебальцево-Сортировочная. Выходя оттуда на линию, бронепоезд в бой с врагом не вступал, вел активную разведку. Но однажды ночью, при отходе на свою базу, попал в западню, которую устроили ему фашисты, взорвав железнодорожный путь. Взорванный путь был восстановлен, бронепоезд ушел из опасной зоны. Неудачи на Ростовском направлении вынудили гитлеровцев перейти к обороне. Под Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку. Большую часть окруженных удалось тогда вывести. Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская — Мануиловка среди белого дня на него напали 9 юнкерсов (немецких военных самолетов). Зенитчики, однако, успели сбить два «юнкерса». Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов. Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл в Родаково.

В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С закрытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Появление вновь на позициях бронепоезда «За Родину!» явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя. В апреле 1942 года командир бронепоезда А.Л. Бондаренко и его заместитель А.П. Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И.М. Бобриков, а бронепоезд «За Родину!» включается в дивизион вместе с бронепоездом под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы.

В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходящих сил противника за Северский Донец, для дивизиона бронепоездов возникла опасность окружения. 13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передовые немецкие части. Два дня подряд бронепоезда совершали неожиданные, смелые рейды в Зимогорье, в Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника. 15 июля 1942 г. бронепоезд «За Родину!» на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита огнем «стальной крепости». Немцы совершили второй налет.

Советский бронепоезд "За Родину!", разбитый немецкой авиацией
в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.

В середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет. На этот раз в нем участвовали более 30 «юнкерсов». На неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд, волнами из-за облаков пикировали вражеские бомбардировщики. Вышел из строя бронепаровоз, тяжелая бомба попала в тендер. Сброшены с рельсов платформа с тяжелой пушкой и платформа противовоздушной обороны. Загорелись платформы прикрытия. Рвались запасные комплекты снарядов. А налеты не прекращались. Бронепоезд «За Родину!» был выведен из строя, а полтавский оказался в ловушке и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорожного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды. Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать.

Немецкие солдаты рассматривают советский бронепоезд "За Родину!", разбитый
немецкой авиацией в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.
Мемориальная доска бронепоезду №2 "За Родину!",
г. Луганск

...Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Но в середине века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.

Бронепоезд «За Родину!» выполнил свое задание, задержав наступление фашистов, нанеся им значительный урон и своими героическими действиями приблизив долгожданный День Победы. Сегодня модель бронепоезда стоит в музее холдинговой компании «Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес у приходящих на экскурсии учеников школ и ПТУ. Гранитная мемориальная доска с гравировкой в память о бронепоезде №2 "За Родину!" установлена на фасаде административного здания (проходная №1, отдел кадров, профком) ПАО "Лугансктепловоз".

 

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 296




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018