Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.02.2018, 06:29 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2017 » Октябрь » 12 » Апрель 1944 г.
12:35
Апрель 1944 г.

В город вернулся Бежицкий машиностроительный  институт. 

Одно из зданий в Нижнем Тагиле (ул. Уральская, 4), где размещался машиностроительный институт в 1941-1943 гг.

Во время Великой Отечественной войны Орджоникидзеградский машиностроительный институт (ныне Брянский государственный технический университет) был эвакуирован в город Нижний Тагил. 24 августа 1941 года вышел приказ об эвакуации первого эшелона вуза на Урал. Уже 16 сентября вуз начал свою работу в г. Нижний Тагил Свердловской области.

Научная работа для фронта стала важной частью деятельности института. Одной из первой работ, проведенной вузом для оборонных предприятий, было испытание материалов, идущих на изготовление боевой техники и боеприпасов. За три года деятельности института в Нижнем Тагиле преподавателями для 17 предприятий было выполнено более 30 работ, вышло 9 сборников трудов. При непосредственном участии работников института были освоены новые образцы боевой техники для фронта.

Подводя текущие итоги работы вуза в Нижнем Тагиле, профессора А. А. Ребиков и М. Т. Мержанов в 1943 г. писали:

«Почти два года работает в индустриальном Тагиле машиностроительный институт наркомата среднего машиностроения. Институт развернулся в крупный научный центр и кузницу кадров инженеров-машиностроителей, по сварным машинам и конструкциям, по вагонно-транспортному делу и холодной обработке металлов.

Много инженеров-механиков и технологов выпущены институтом для работы на крупнейших машиностроительных заводах Москвы, Ленинграда, Горького, Тагила, Челябинска, Свердловска, Калинина и других индустриальных центров Советского Союза, выпускающих тракторы, автомобили, паровозы, вагоны. С полным знанием дела питомцы института заняли ответственные посты командиров советской промышленности.

Выпускник института т. Мишин сейчас директор вагоностроительного завода им. «Правды», Чумичев - директор Красноярского завода, Гогеберидзе - помощник главного инженера завода «Красный Профинтерн», т. Максимов работал главным инженером того же завода, тт. Фирсов и Климов работали секретарями Свердловского обкома ВКП(б). Много окончивших институт работают начальниками конструкторских бюро, главными технологами, начальниками цехов заводов. Некоторые из них награждены орденами и медалями СССР.

Являясь единственным втузом, готовящим инженеров-механиков для вагоностроительной промышленности, институт основал свою научную школу советских вагоностроителей, возглавляемую доктором технических наук, членом-корреспондентом Академии Наук УССР М. А. Короткевичем и профессорами М. Т. Мержановым и Е. Д. Гриневским. Среди молодых воспитанников этой школы нужно отметить кандидатов технических наук А. В. Кириллова, А. М. Тимашева, П. Н. Афанасьева и др. <...>

За время пребывания в Тагиле институт выпустил 127 инженеров. Много студентов старших курсов было направлено в военные академии для специализации по военному производству.

Специалисты института состоят консультантами и руководителями на ответственных постах тагильских заводов. Заведующий кафедрой холодной обработки металлов М. В. Зинин работает конструктором, кандидаты технических наук М. Н. Гапченко и И. И. Подберезский - металлургами, кандидат технических наук Г. И. Погодин ведет экспериментально-исследовательскую работу. <...>

Работа института пользуется заслуженным вниманием со стороны правительства и Всесоюзного Комитета по делам высшей школы. Недавно Совнарком СССР специальным постановлением предоставил институту ряд учебных и жилых корпусов. При институте организуется отдел рабочего снабжения. Всесоюзный Комитет по Делам высшей школы разрешил защиту диссертаций по вагоностроительной тематике на ученом совете института».

Климук
Вениамин Антонович (1907-1963)

После освобождения Брянска и Бежицы от немецко-фашистских агрессоров рождалась надежда и на скорейшее возвращение вуза в родные стены, но одного желания оказалось мало. Вуз так прочно вошел в жизнь Нижнего Тагила, что, когда коллектив института засобирался обратно, его не отпустили, так как всем в городе хотелось оставить вуз у себя.

Ветераны института вспоминали о том периоде времени: «В ответственный для коллектива института период, когда все помыслы были направлены на завершение учебных занятий и подготовку к реэвакуации в Бежицу, руководитель втуза Погодин-Алексеев в конце 1943 г. был освобожден от работы. На его место был назначен бывший директор Калининского техникума В. А. Климук. Новому директору трудновато было, он нуждался в помощи опытных работников коллектива института».

Сложность обстановки была еще и в том, что ГлавВТУЗ СНК РСФСР не был уверен, что можно разместить институт в разбитой врагом Бежице. Были мнения о передаче его другим городам, в частности Саратову и Калинину. А чтобы окончательно решить этот вопрос, нужны были достоверные сведения о возможности размещения там втуза. Командировали в эти города представителей института. В Саратов выехал секретарь партийного бюро А. П. Демиденко. Он вернулся с неутешительными данными: условий для размещения института в этом городе не было.

Радушно встретили Л. Н. Никольского в Калинине (ныне г. Тверь). Областные организации со всей серьезностью отнеслись к предложению о перемещении Орджоникидзеградского машиностроительного института из Нижнего  Тагила. Обком партии вынес постановление о размещении его в здании, занимаемом медицинским институтом, просил об этом санкции у Москвы. 

С нетерпением ожидали сообщений из Бежицы, куда выехал профессор М. Т. Мержанов. «…11 декабря 1943 г. я приехал из Москвы в Брянск. Вокзалы, и пассажирский и пригородный, были полностью разрушены, из-за снега не были даже видны места, где они находились. С рабочим поездом, состоящим из двух вагонов, я прибыл в Бежицу. Цветущий город, покинутый нами в 1941 году, и завод были превращены в руины. Директором, восстанавливающим наш БМЗ, был бывший наш питомец тов. Раздобаркин…».

Мержанов Мирон Тарасович (1887-1978)

Как и следовало ожидать, представителя родного института приняли  в Бежице радушно, а вопрос о реэвакуации был воспринят как кровное дело. М. Т. Мержанов вспоминал: «Буквально в день приезда состоялась встреча с первым секретарем горкома ВКП (б) И. Ф. Волчковым и директором завода «Красный Профинтерн» М. Н. Раздобаркиным. Мы подробно оговорили все, что касалось реэвакуации. Написали письмо в ЦК партии и правительства, в котором просили возвратить институт в Бежицу, информировали  о возможности быстрого ремонта основных помещений втуза при условии скорейшего перевода разместившегося в них военного госпиталя. Даже высказывались обиды на ГлавВТУЗ РСФСР, который намеревался перевести учебное заведение другим городам, не поинтересовавшись мнением бежичан».

Горком партии и руководство завода заверили представителя института, что будут приняты все  меры, чтобы отремонтировать учебный, лабораторный корпусы и студенческое общежитие к приезду втуза, а семьи профессорско-преподавательского состава, по возможности, будут обеспечены жильем. О чем и было сообщено в Нижний Тагил.

М. Т. Мержанова срочно вызвали с отчетом о командировках в Москву в НКСМ. Туда же из Калинина приезжает Л. Н. Никольский. В столице их в два часа ночи принимал заместитель Народного Комиссара среднего машиностроения П. Ф. Юдин. Прибывшие доложили ему о положении дел с размещением втуза в Калинине и Бежице. П. Ф. Юдин решил: «Учитывая принимаемые городскими властями меры, доложу правительству об удовлетворении вашей просьбы. Институт должен быть там, где он образован, там, где в нем больше нуждаются».

При поддержке центральных властей Свердловской области и городских Нижнего Тагила новый директор вуза В. А. Климук стал всячески тормозить реэвакуацию. Органы власти стали ходатайствовать об отмене решения Москвы вернуть вуз в Бежицу. Как вспоминал М. Т. Мержанов: «...Началось бегство студентов из Н. Тагила. Дело дошло до того, что была запрещена продажа железнодорожных билетов студентам института. Но это только увеличило бегство. Студенты отъезжали от Тагила на 2-3 станции и там получали билеты. Профессорско-преподавательский состав стал хлопотать о вагонах и подготавливать оборудование лабораторий к отправке, независимо от директора, опираясь на решение правительства. Директор под нажимом коллектива уже не смог остановить работу по отъезду института».

Приказом № 51 от 23 февраля 1944 г. в соответствии с распоряжением Совнаркома Орджоникидзеградский машиностроительный институт был переименован в Бежицкий механико-машиностроительный институт (БММИ).

В конце февраля 1944 г. из Нижнего Тагила в Бежицу была командирована оперативная группа в составе М. Т. Мержанова, зав. кафедрой физики доцента Д. П. Дятлова и заместителя директора по хозяйственной части А. Г. Максимова. Перед группой поставили задачу: подготовить учебные здания, общежитие для студентов и квартиры для семей преподавателей, организовать подготовительные курсы для поступающих в институт с незаконченным средним образованием и провести набор на первый курс.

Разрушенное общежитие

Командированные прибыли в Бежицу 1 марта. М. Т. Мержанов, возглавляя группу, решал вопросы жилья для студентов и сотрудников, подготовки к занятиям учебного и лабораторного корпусов, общежития, Д. П. Дятлов занимался набором первокурсников, организацией подготовительных курсов. А. Г. Максимову поручались руководство ремонтными работами, обеспечение продовольствием и организация подсобного хозяйства.

Учебный и лабораторный корпуса почти не пострадали, так как с момента эвакуации института в его корпусах размещался советский, а в годы оккупации - немецкие военные госпитали и конюшня. Не было окончательно разрушено и студенческое общежитие. (Приложение 1, Приложение 2)

В апреле 1944 г. из Нижнего Тагила в Бежицу выехало 17 студентов института, которые были посланы в помощь А. Г. Максимову для работы в подсобном хозяйстве по обеспечению своевременного проведения весеннего сева, так как продовольственный вопрос имел первостепенное значение. (Приложение 3)

В мае 1944 г. бюро Бежицкого горкома партии на своем заседании обсуждало ход подготовки института к учебному году. Было предложено А. Г. Максимову добиться от наркомата титульного списка на капитальный ремонт учебного, лабораторного корпусов и студенческого общежития и кредитов через Промбанк. Начальнику управления строительством поручили незамедлительно уточнить с вузом объекты и сроки работ. Паровозостроительному и сталелитейному заводам поручили помочь в ремонте зданий и изготовлении учебной и хозяйственной мебели.

В конце мая 1944 г. из Нижнего Тагила прибыли студенты старших курсов, которые привезли часть лабораторного оборудования и учебных кабинетов. В помощь институту горисполком направил местных жителей, которые трудились по-ударному, не считаясь со временем, по десять и больше дней подряд. Несмотря на помощь властей и населения, фронт ремонтных работ оставался широким. В июле 1944 г. из Нижнего Тагила прибыли еще три большие бригады студентов и 10 преподавателей во главе с секретарем партийной организации А. П. Демиденко.

Летом 1944 г. произошло разделение вуза на две части. 18 июля 1944 г. правительство приняло решение об открытии Нижнетагильского индустриального института (ныне Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета (НТИ (филиал) УрФУ)). Организуемому вузу была передана часть лабораторного оборудования и библиотеки, в его состав было зачислено 199 студентов дневного и 30 студентов вечернего отделений бежицкого вуза, 19 преподавателей. И.о. директора нового института был назначен зав. кафедрой высшей математики, проф. БММИ Арсений Андреевич Ребиков. Впоследствии он работал зам. директора Нижнетагильского индустриального института до 24 июня 1945 г.

БИТМ в конце 40-х гг.

Вуз в Бежице возобновил работу 26 августа 1944 г. с прибытием туда эшелона с основным контингентом студентов и сотрудников института. В первых числах октября 1944 г. в институте обучалось 465 студентов.

Основные направления подготовки инженеров определялись тем, что выпускаемые инженеры в послевоенный период должны были восстановить машиностроительную промышленность и транспорт. Институт готовил специалистов по технологии машиностроения, вагоностроению, сварочному производству, металловедению, кузнечно-прессовым машинам, обработке металлов под давлением, машинам литейного производства и литейному делу.

7 декабря 1945 г. в соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР и Народного комиссариата транспортного машиностроения СССР вуз был переименован в Бежицкий институт транспортного машиностроения (БИТМ).

 

Источники:

  • Кизимова, С. П. Бежица: Ист.-экон. очерк / С. П. Кизимова. - Брянск, 1996. - 338 с.: ил.
  • Трифанков, Ю. Т. Вуз и общество: на пути технического прогресса / Ю. Т. Трифанков, Е. Н. Рафиенко. - Брянск, 2005. - 257 с.: фот.
  • Трифанков, Ю. Т. Вуз и Российское общество: 30-90 годы XX века / Ю.Т. Трифанков, Е.Н. Рафиенко. - Брянск, 2000.- 270 с.
  • Брянский государственный технический университет: Историческая справка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tu-bryansk.ru/content/obs/hist (дата обращения: 12.10.2017).
  • Трифанков, Ю.Т. Гл.2: Вуз и война. 1941-1945 [Электронный ресурс] / Ю. Т. Трифанков // Брянский государственный технический университет. - Режим доступа: http://www.tu-bryansk.ru/doc/trif/gl2-1.htm. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.10.2017).
  • Трифанков, Ю.Т. Гл.2: [Вуз и война. 1941-1945] (окончание) [Электронный ресурс] / Ю. Т. Трифанков // Брянский государственный технический университет. - Режим доступа: http://www.tu-bryansk.ru/doc/trif/gl2-2.htm. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.10.2017).

Материал подготовила Кабанцова Н.К., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 66




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018