Поиск

Календарь

«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.10.2018, 15:17 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Август » 22 » 6 февраля 1921 г.
11:15
6 февраля 1921 г.
Дом возле железнодорожного переезда в Бежице.
На заднем плане – деревья Майского парка.
Довоенное фото из коллекции Л. И. Благодатского.
В этом доме проводились репетиции спектаклей драмстудии под руководством М. А. Губина в 1921-1923 гг.

Начала работу драматическая студия.

Принято считать, что первый профессио­нальный  театр в Брянске появился в 1926 году, когда сюда на постоянную работу приехала московская труппа. А вот история театрального искусства в Бежице началась несколько ранее...

Все начиналось с танцевальных вече­ров. Гармонисты, развернув меха, звон­кими переборами аккордов собирали молодежь на Губонинской лесопилке, на Крахтовской постройке, на Старом база­ре. И танцы захватывали пары. Гармонь, гармонь, родимая сторонка! И какая истинно русская душа не млеет от ее звуков. И на танцевальных вечерах, и на свадьбах, и на рекрутских проводах — везде она поет, жжет и веселит, волнует.

В Бежице церковный регент П. А. Заливухин создал певческую капеллу, учи­тель П. И. Привалов – музыкальный кружок. А в пожарной дружине организо­вали духовой оркестр. Вскоре нашлись и любители сцены: А.Ф. Ангиц, Каненберг объединились в кружок, который потом стал заводским театром. В кооперативной столовой соорудили сцену. Это довольно обширное помещение с уютным залом привлекало любителей спектаклей, хотя театр не отказывался и от цеховых площадок.В 1903 году заводской театр обосно­вался в столовой. Ставились спектакли по пьесам Н. В. Гоголя «Ревизор», «Женить­ба», А. Н. Островского «Гроза», «Свои люди — сочтемся», «Доходное место», «В чужом пиру похмелье», А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» и дру­гие которые много собирали зрителей и повторялись по многу раз.

Сцена из комедии А.В. Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского"

Комедия - любимый жанр бежицких зрителей. Они видели на заводской сцене своих Тита Титыча Борсукова из спектак­ля «В чужом пиру похмелье», Катерину из «Грозы», Хлестакова из «Ревизора», Расплюева из «Свадьбы Кречинского». И часто зрители «приклеивали» к своим знакомым клички из этих пьес.

На снимке неизвестного автора запе­чатлена сцена из комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Спек­такль этот состоялся в воскресенье, 1 марта 1914 года. Образ Кречинского — типичного прожигателя жизни, цинично­го и наглого игрока — волновал рабочих Бежицы. Под стать Кречинскому Расплюев — прихлебатель, олицетворение безнравственности.

Спектакли шли с большим успехом. Исполняли роли знакомые бежицким жителям Н. М. Клочкова, А. Ф. Ангиц, М. Н. Безверхий, А. К. Енютин и другие. Роль видного мужчины, как назвал автор пьесы Михаила Васильевича Кречинско­го, исполнял любимец бежицкой публики Каненберг. Его высокая фигура, обходи­тельные манеры, умение менять интона­ции голоса производили огромное впе­чатление на зрителей. Плотного разбит­ного человечка Расплюева исполнял А.Ф. Ангиц. Эти две роли делали спектакль интересным, волнующим.

В конце января 1921 года жители Бежицы прочитали следующее объявле­ние заводского комитета государственного Брянского завода (ныне БМЗ):

М.А. Губин, руководитель драматической студии

«Стремясь создать истинно народный театр и привлечь к созданию такого театра широкие пролетарские круги, с одной стороны, с другой — считая театр могучим культурным фактором в смысле эстетиче­ского воспитания народных масс, культ­просвет завкома совместно с отделом народного образования решил открыть в Бежице драматическую студию».

Была открыта запись желающих посту­пить в студию, и с 6 февраля в драматиче­ской студии начались занятия.

Инициатором открытия студии и ее руководителем был Митрофан Александ­рович Губин, инженер завода. В 1910 году М. А. Губин окончил Московское выс­шее инженерно-техническое училище и приехал на работу в Бежицу. К тому времени он уже сыграл более 50 ролей в самодеятельных кружках Воронежа и Нежина. Артист, по природному дарованию, он не хотел порывать со своей рабочей специальностью. В 1911 году в Бежице он организовал драматический кружок из ра­бочих и служащих Брянского завода. Секрет Митрофана Александровича был не только в артистическом даровании, но и в умении подобрать способных людей на определенную роль в спектакле. Дело это очень сложное, но Губин действовал с пониманием и всегда ценил дар каждого желающе­го участвовать в постановках. Он тщательно выверял интонации, выразительность и пластичность речи, а также мимику, стараясь передать авторское видение ролей, поведение персонажей согласно трактовке автора драматического произведения. В этом сказывались незаурядные режиссерские способности Митрофана Александровича. Участники постановок это понимали и беспрекословно выполняли его требования.

К 100-летию Отечественной войны 1812 го­да кружок Губина поставил спектакль Карпо­ва «Пожар Москвы», премьера которого состоялась в зда­нии каменного училища (позже — «Нар­дом», в годы войны здание разрушено, ныне на этом месте разбит сквер А.А. Морозова по ул. Комсомольской).

Каменное училище. Конец 19 - начало 20 вв. Ул. Комсомольская. Сквер А.А. Морозова. Территория бывшего Каменного училища.

Сам Митрофан Александрович прекрасно исполнил роль Наполеона.  С большим искусством и инженерным размахом были выполнены декорации, костюмы и вся обстановка (горящая Москва, снег по коле­но, Наполеон со своим адъютантом вы­езжают да сцену в последнем акте на настоящих белых лошадях и т.д.). Роль адъютанта исполнил Александр Николае­вич Прусов, впоследствии один ид актив­нейших участников драматической студии.

Студийцы-ветераны.
В центре (мужчина в белой рубашке, галстуке и костюме) - А.И. Виноградов, рядом с ним женщина (гладкие волосы, пробор посредине) –
Л.А. Виноградова; вверху крайний слева – А.Н. Прусов; внизу (сидит, держит книгу) - В.В. Асмус.

За время с 1911 по 1917 г. кружковцами было поставлено 11 пьес (среди них «Соко­лы и вороны», «Поцелуй Иуды», «Ка­торжник» и др.). Однако настоящая твор­ческая свобода в работе самодеятельных кружков наступила после Октябрьской революции. По всей стране было создано огромное число непрофессиональных те­атров. В 1919 году в Бежице работало уже три драмкружка.

В 1919 — 1920 годах была предпринята первая попытка объединения всех творче­ских сил в один кружок под руководством приглашенного артиста Донского. Однако, поставив спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Донской вскоре поки­нул Бежицу. Вот тогда М. А. Губин и предложил создать драматическую сту­дию. 22 января 1921 года на заседании Бежицкого райкома Всероссийского союза рабочих-металлистов с участием предста­вителей отдела народного образования, комитета РКГЦ (б) и завкома по докла­ду М. Губина было принято «Положение о драматической студии».

Ул. Клубная, 5. Центр внешкольной работы.

Для занятий студийцам было отведено отдельное деревянное, здание, в котором была устроена сцена, зрительный зал на 120 человек, «зал пластики», комнаты для костюмов, инвентаря и канцелярии (не­сохранившееся здание находилось около современного ресторана «Журавли», на­против железнодорожного переезда). Ос­новной сценой, на которой осуществлялись постановки» являлся клуб имени III Интер­национала, театральный зал которого вме­щал 400 зрителей. Сейчас в этом здании располагается «Центр внешкольной работы» города Брянска (ул. Клубная, 5).

Каждому самодеятельному артисту вы­давался билет на право посещения заня­тий, заверенный печатью студии и подпи­санный ее руководителем. Такой билет за номером семь хранится ныне в Брянском краеведческом музее. Он был выдан студийцу Александру Ивановичу Виногра­дову, будущему прославленному коман­диру Бежицкого партизанского отряда.

Билет №7, выданный А.И. Виноградову на право посещения театральной студии.
Из фондов Областного краеведческого музея.

Занимались по следующей программе: история драмы, правильное произноше­ние, основы художественного чтения, ды­хание и дикция, ритмическая гимнастика и пластика, мимодрама (мимика), игра и переживания, сценические упражнения. Работа велась строго по системе Ста­ниславского, которая гласила: «На сцене все должно быть, как в жизни».

Студия имела три семестра и старший практический семестр. В 1924 году, после третьего набора, в составе студии было 120 человек. 1-й выпуск состоялся в 1924 году, второй - в 1925 году. Всего студию окончили 34 актера.

Успех к студийцам пришел сразу же, после первой постановки. Это был «Ве­чер А. П. Чехова», премьера которого состоялась 19 февраля 1922 года. «Вечер» состоял из одноактных пьес «Ведьма» и «Свадьба». За ними последовали «Мла­дость» Л. Андреева (18 марта -1922 г.) и «Сверчок на печи». Ч.Диккенса (2 апреля 1922 г.). Следующими работами студии были «Второй вечер А. Л. Чехова» (29 ап­реля 1927г.), в состав которого входили: «О вреде табака», «Враги», «Предложе­ние», «Юбилей» и спектакль «На дне» А. М. Горького (9 сентября 1922 г.). На студийной сцене ставились «Потоп» Бергера, «Гроза» А. Н. Островского, «Жан и Мадлема» О, Мирбо, «Стенька Разин» Ю. Юрьева и др.

Наиболее активными участниками спек­таклей, кроме уже названных, были «сту­дийцы-ветераны», пришедшие в нее 6 февраля 1921 года: В. В. Асмус, П. В.Булимова, Л. А. Виноградова, Е. Н. Жмакина, Ф.В.Иванов, А. С. Оглоблина, К. Д. Ор­лов, В. М. Померанцев, Е. М. Стружкова, П. Ф. Столяров, Н. С. Тарасенко, А. Н. Тимонова, В. Н.Фомин, М. В. Чебриков, А. М. Шульгина.

За период 1922— 1924 годов были подготовлены 22 постановки и дано свыше 110 спектаклей.

Особым успехом у зрителей пользовалась постановка «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Музыка к ней была создана самими студийцами. Так называемый «ки­тайский оркестр», в сопровождении которого шел спектакль, состоял из скрипи, трубы, барабана, многих голосов с гре­бенками и рояля. Спектакль ставился свыше 25 раз при переполненных зритель­ных залах, впоследствии по неизвестным причинам местными властями к показу был запрещен. С успехом Бежицкая студия делала гастрольные выезды в Брянск, Жуковку, Клетню.

Однако, несмотря на большой успех у зрителей, в апреле 1925 года студия была закрыта. Причина закрытия лежит в решении ХIII съезда РКП(б) «Об агитпропработе», где сказано: «В настоящее время с большей необходимостью, чем ранее, выдвигается задача действительного превращения ра­бочих клубов в центры коммунистического воспитания широких масс рабочих и работниц. Обслуживание ленинского призы­ва ... — должно стать целью всей клубной работы в бли­жайший период».

Понятно, что бежицкая студия Губина не соответствовала решению съезда партии. А раз так, нашлись и исполнители этого решения на месте. М. А. Губина обвинили в «академизме», в слишком глубоком изучении театрального дела и предложи­ли ему вместо закрывающейся студии руководить центральным драматическим кружком. Митрофан Александрович отка­зался, успев высказать свое мнение в газете «Бежицкий рабочий». В статье, которая называлась «Не превращайте студию в драмкружок», говорилось: «Рабочих нуж­но привлекать к работе не через вре­менный кружок, а через специальные подготовительные курсы, которые дали бы возможность всем способным рабочим получить соответствующую театральную подготовку и научиться той любви к делу, которая так необходима в театральной работе».

К сожалению, к его мнению не прислу­шались, и 15 апреля 1925 г. студия окончательно прекратила свою работу.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 193




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018