Поиск

Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 19.11.2018, 22:59 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2018 » Октябрь » 25 » 4 октября 1958 г.
12:04
4 октября 1958 г.

При Дворце культуры машиностроителей был создан историко-архивный музей.

Первое упоминание о существовании музея при заводе относится к апрелю 1915 года. 20 апреля 1915 года поселок Бежица Брянского уезда и Брянский завод встречали царя Николая Александровича. Вспоминает бывший начальник охраны царской семьи генерал А. И. Спиридович: «20 апреля государь прибыл на станцию "Болва" Брянского уезда Орловской губернии». В документах есть такая запись: «Приняв хлеб-соль, Государь Император милостиво благодарил рабочих за приветствие и встречу и за усердную работу, столь необходимую теперь для блага России во время войны, и, пожаловав часы рабочему, говорившему приветствие, проследовал под аркою на завод среди выстроенных шпалерами рабочих завода, передние ряды которых занимали георгиевские кавалеры».

Встреча Императора хлебом-солью (1915 г.)

«Государя провели по заводу к выставочному павильону, где были представлены паровоз, вагон-снегоочиститель, сельскохозяйственные машины и орудия, крупные снаряды в человеческий рост, чугунные, стальные отливки, крупные поковки, изделия заводского лесного хозяйства – распиленные и разделанные в букеты огромные столетние дубы, сосны, ели, ясени. После завтрака осмотр продолжался еще несколько часов. В музее государю поднесли модель бронированной крепостной башни, модели двух плугов и бороны с просьбой передать их наследнику. Поднесли и альбомы завода. Расписавшись в золотой книге завода, царь беседовал с группой наиболее старых рабочих и подарил им часы».

После бурных событий 1917 года производство почти остановилось, но уже зимой 1918 года завод начал выпускать сельскохозяйственные машины, освоил ремонт, а затем и производство бронепоездов, изготавливал вагоны и платформы, ценную инструментальную сталь. 17 февраля 1918 года постановлением Высшего Совета народного хозяйства завод был национализирован. Это был период жизни по «Временным правилам внутреннего распорядка Брянского завода». Они-то и стали цепочкой, соединившей завод с В.И. Лениным. Он одобрил «Правила…» и рекомендовал распространить их на всех действующих предприятиях России. А чуть позже, в 1921 году, Владимир Ленин принял участие в испытаниях электроплуга, изготовленного на Брянском заводе. В годы советской власти факт приезда Николая Романова на завод, естественно, замалчивался. А вот внимание вождя пролетариев, наоборот, постоянно подчеркивалось. Более того, на территории предприятия был открыт мемориал, посвященный 50-летию введения «Брянских правил» (в 1968 году).

1925 год стал годом окончания восстановительного периода предприятия после потрясения революции, Гражданской войны и всеобщей разрухи. Завод стал набирать небывалые темпы движения вперед, и в 1929 году было начато серийное производство четырехосных 50-тонных крытых грузовых вагонов, через два года – 50-тонных цистерн сварной конструкции. В 1932 году впервые в стране начали отливать безбандажные колеса «Гриффина», ранее привозимые из-за границы.

Мотовоз М1

С первых дней Великой Отечественной войны завод начал работать по режиму военного времени, а 3 июля 1941 года было получено указание об эвакуации завода. Уже в декабре в Красноярске брянские машиностроители начали отправлять на фронт гранаты и минометы, позже – вагоны и паровозы. В Коврове на пулеметном заводе заводчане участвовали в выпуске ручных пулеметов ПД, авиационных пушек ШВАК, автоматов ППШ. За годы войны завод был почти полностью разрушен. После освобождения Бежицы от немецко-фашистских захватчиков (еще во время войны) завод начал восстанавливаться и выпускал продукцию для фронта. Первым послевоенным изделием для железнодорожного транспорта стал опытный мотовоз М1 с двумя автомобильными двигателями, создание которого началось сразу после начала работы первых восстановленных цехов. Мотовоз имел автомобильный двигатель и карданный привод ведущей оси, его скорость превышала 30 км/ч, он был предназначен для узкоколейной линии. В 1945 году удалось пустить в эксплуатацию первую очередь краностроительного и инструментально-штампового цехов, а также подготовить под монтаж оборудование для кузнечнопрессового, прокатного и паровозомеханического. Восстановили 1500 м2 жилья, детский сад, две школы, дом отдыха, техникум. За год завод произвел продукцию на 17 млн руб.

4 октября 1958 года приказом по Брянскому машиностроительному заводу при Дворце культуры машиностроителей был создан историко-архивный музей завода. Идея создания музея принадлежала ветеранам труда, задавшимся целью собрать и сохранить различные фотографии, вещи, документы, которые могли бы рассказать об истории завода, его традициях лучших тружеников. Среди инициаторов были Д. С. Редин, А. А. Тресиков, Н. Н. Глотов, С. Ф. Трушин, А. М. Борисенков, В. И. Васильев и многие другие.

Первые собранные материалы были выставлены для всеобщего обозрения в ДК БМЗ в апреле 1960 года. Вначале экспозиция размещалась в одной комнате, затем в трех, а в 1970 году музей был переведен на место бывшей южной веранды ДК. Руководил музеем избранный в 1960 году совет музея (16 человек). При их помощи было оформлено 8 экспозиционных разделов, построенных в хронологическом порядке, начиная с основания завода.

Первым директором музея был А. А. Тресиков. Основная задача – формирование фондов и организация экскурсий. Шли годы, постепенно накапливался опыт работы. Был собран большой, интересный и разнообразный материал; совершенствовались формы работы: проводились обзорные и тематические экскурсии, лекции и беседы в цехах и отделах завода, встречи с ветеранами труда, Великой Отечественной войны, участниками партизанского движения, героями войны и труда. Волнительны были торжественные линейки пионеров, посвящение в рабочие.

В 70-80 годы каждый молодой рабочий, поступающий на завод или в базовое техническое училище, обязательно знакомился с историей завода. Это положительно сказывалось на трудовом воспитании молодежи. В целях профориентации большая работа велась с учащимися школ. Для них проводились экскурсии, организовались встречи с молодыми рабочими – передовиками производства. Большая работа по реконструкции завода, обновлению станочного парка, повышению качества продукции нашла отражение в заводском музее.

Бережно хранятся в музее документы, по которым можно проследить историю рождения и развития завода. Интересны фотографии, рассказывающие о развитии локомотивостроения – от первого «Кампаунда», изготовленного ещё в 1892 году, до последних паровозов серии «Л». Многие музейные стенды посвящены передовикам производства, Героям войны и Труда. За большой вклад в воспитание молодежи на славных трудовых традициях предприятия 23 декабря 1980 года приказом Министерства культуры РСФСР музею присвоено почетное звание «Народный музей».

После капитального ремонта и реконструкции 1986-1989 гг. площадь музея увеличилась вдвое, экспозиция оформлена заново. В музее были подготовлены специальные выставки из новых поступлений документов, экспонатов и фотографий из фондов, не вошедших в основную экспозицию: составлена хронология важнейших событий завода за 130 лет к юбилею основания завода.

Музей часто посещают иностранные делегации. Эти посещения воспринимаются как возможность расширения заказов, сбыта продукции, оперативности в решения взаимовыгодных вопросов и в целях ознакомления партнеров, покупателей заводской продукцией с достижениями в области технологии и организации производства.

Четверть века отдала народному музею  Елена Николаевна Федотова. Свои добрые традиции она передала Наталье Егоровой. Хранители заводской истории участвуют в работе по выявлению наиболее ценного из наследия прошлого. Так, например, составлены и переданы в экспертный совет документы на выдачу сертификата на паровоз Од, установленный на территории завода. Теперь он считается памятником науки и техники российского значения.

Фонды музея постоянно пополняются. Для этого ведется переписка с бывшими рабочими завода, проживающими в других городах, с общественными и государственными музеями ряда городов России. С научными материалами музея могут ознакомиться студенты, школьники, журналисты.

Музей являет собой настоящий центр популяризации истории БМЗ и насчитывает более 5000 экспонатов. В настоящее время директором музея является Новикова Наталья Викторовна. Она проводит до 200 экскурсий в год для детей и взрослых, гостей города и завода, федеральных служб и школ, вузов и детских садов и знакомит посетителей музея с историей создания Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода (ныне БМЗ) и Бежицы, история зарождения которой неразрывно связана с заводом.

По экспонатам музея на примере одного отдельного взятого предприятия – Брянского машиностроительного завода – можно проследить и развитие экономики нашей страны.

Производство, основа основ благополучной жизни человека, устремляется к таким горизонтам и с такой скоростью, что приходится считать год не за два, а, пожалуй, за пятилетку. И Брянский машиностроительный завод являет убедительнейший пример стремительного вхождения в русло обновляющейся цивилизации. В цехах – станки с сенсорными экранами, в отделах – компьютеры, дающие объемные модели. Краны управляются с пола. Обучение профессиям ведут в интерактивном классе. Коллектив идет вперед и вперед. А музейные экспонаты дают возможность не потерять зримые образы завершившего жизнь могучего 20 века, например, колонку, заполнявшую водой тендеры паровозов, столетний маховик прокатного стана компании Сименс, станки послевоенных лет.

До недавнего времени музей был размещен в двух больших залах на двух этажах Дворца культуры. В мае 2017 года музей был перенесен на историческую точку – территорию предприятия. После ремонта одного из цехов на Главной аллее завода возле выставочной площадки разместится пополняющийся с каждым годом новыми экспонатами музей. Директор музея Н. Новикова особо подчеркивает, что благодаря серьезному отношению дирекции предприятия к истории, к возможности сохранить для потомков то ценное и интересное, что создал коллектив машиностроителей, музей БМЗ встретит ещё не один юбилей.

Все информационное поле музея – это стенды, в стилевом развитии газет разных исторических периодов. Эта идея была заложена дизайнером в концепте проекта. Фриз, который объединяет всю экспозицию и обозначает основные исторические вехи развития завода.

26 февраля 2018 года на БМЗ кинокомпания «Дебют» провела съемки документального фильма «Портрет неизвестного. Петр Губонин». Деятели искусства побывали в цехах и музее завода. «Петр Ионович (1825 – 1894) был личностью уникальной, — отметил лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ, актер, режиссер и продюсер Борис Токарев. — Мы уже побывали в Гурзуфе, где Губонин построил семь гостиниц, храм и мечеть, заложил виноградники. Провели съемки в его доме. Сегодня там находится один из факультетов Московского физико-технического университета. И конечно, не обойдемся без показа Брянского машиностроительного завода, одним из создателей которого стал Петр Ионович».

На сайте БМЗ можно записаться на посещение музея, оценить его посещение, а также совершить виртуальный тур по музею. На странице музея в электронном виде представлены некоторые фотодокументы из каталога экспонатов.

Источники:

  • Кизимова, С. П. Бежица: Ист.-экон. очерк / С. П. Кизимова. - Брянск, 1996. - 338 с.
  • Мизерова, Н. А. Музеи города Брянска / Н. А. Мизерова // Культура Брянщины в историческом контексте.- Брянск.- 2003. - Т. 1. - С. 119-153.
  • Новикова, Н. В. Заводской гудок продолжает звать горожан в цеха / Н. В. Новикова // Техника железных дорог. – 2013. - № 2. – С. 79-85
  • Музей [Электронный ресурс] // АО "УК "БМЗ" Брянский машиностроительный завод "Трансмашхолдинг". - Режим доступа: http://www.ukbmz.ru/social/museum/ (дата обращения 25.10.2018)
  • Брянский машиностроительный завод стал съёмочной площадкой [Электронный ресурс] // Наш Брянск.Ru: Ежедневное информационное издание. - Режим доступа: https://news.nashbryansk.ru/2018/02/28/culture/zavod-stal-ploschadkoy/ (дата обращения 25.10.2018)
  • БМЗ-музей. Брянск [Электронный ресурс] // Drive2.ru. - Режим доступа: https://www.drive2.ru/b/2663066/ (дата обращения 25.10.2018)
  • 140 лет Брянскому машиностроительному заводу [Электронный ресурс] // Инновационный дайджест: Все самое интересное о железной дороге. - Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/history/140letBMZ/ (дата обращения 25.10.2018)
  • На территории БМЗ прошла ночь искусств [Электронный ресурс] // БрянскToday. - Режим доступа: https://bryansktoday.ru/article/60798 (дата обращения 25.10.2018)

Материал подготовила Кабанцова Н.К., сотрудник ЦГБ им. П. Л. Проскурина

Просмотров: 26




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018