Поиск

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 22.04.2018, 15:16 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Декабрь » 12 » 3 июля 1941 г.
16:30
3 июля 1941 г.

Поступило указание Государственного Комитета Обороны о перебазировании завода «Красный Профинтерн» в Красноярск.

Чудесным летним утром 22 июня 1941 года под высокие крыши цехов, в квартиры рабочих завода ворвалась страшная весть: «Война!» Наступил самый тяжелый период в истории завода  и в жизни его трудового коллектива. Вечером того же дня у директора завода собрались начальники цехов, отделов, парторги.

С.В. Гоцеридзе
(1919-1963)

Недавно назначенный директором Спартак  Валерьянович Гоцеридзе сообщил, что мобилизационного плана у него нет, но по устной директиве, только что полученной им из Москвы, надо перевести производство на «военные рельсы», произвести светомаскировку, обеспечить дисциплину, а работу металлургических цехов направить на массовый выпуск снарядов. Руководителям подразделений запрещалось покидать завод без разрешения директора. На  другой день газета «Орловская правда» писала о заводе:

Орджоникидзеград. Наглая провокация германских фа­шистов, спровоцировавших Советский Союз на войну, вызва­ла бурю возмущения трудящихся города. В цехах завода «Красный Профинтерн» состоялись многолюдные митинги. Напряженные, но спокойные лица рабочих. Внимательно они слушали сообщение по радио. Каждый из них понимает со­здавшееся положение и выражает свою готовность отдать все для защиты любимой Родины.
Выступает сталевар тов. Тифин. Он говорит:
«Мы горячо одобряем мероприятия Советского правитель­ства по отпору и разгрому зарвавшихся фашистов. Весь ве­ликий советский народ грудью пойдет защищать свое Отече­ство и громить наглого врага. Тесней сплотимся вокруг боль­шевистской партии. Высоко поднимем производительность труда и дадим своей стране больше стали, необходимой для ее обороноспособности».
«У нас есть кому бить, есть чем бить врагов Родины,— заявил слесарь Зюин.— Всю нашу технику и мощь бросим на разгром немецких фашистов. Стахановским трудом помо­жем Красной Армии выполнить свой долг!»
Горячие речи произнесли сталевар Аксехин, начальник це­ха Сафронов и др., выразившие от имени коллектива свою беспредельную любовь к Родине, заявившие о готовности всего коллектива рабочих идти в бой с врагом. Сталевары обязались выпускать максимальное количество стали.
Многолюдные митинги состоялись и в других цехах «Крас­ного Профинтерна». Везде и повсеместно рабочие и специа­листы горячо одобряют мероприятия Советского правитель­ства и заявляют о своей полной готовности громить врага. Краснопрофинтерновцы обязались максимально повысить про­изводительность труда, выпускать больше паровозов и вагонов, в которых нуждаются наша страна, Красная Армия. Ма­шиностроители обязуются еще больше усилить революцион­ную бдительность, еще более напряженно и упорно работать и навести большевистский порядок на производстве.
Все на укрепление Родины, на победу над врагом—таковы единодушные заявления трудящихся Орджоникидзеграда.

Эвакуация – это слово впервые прозвучало в этот страшный день. Директор С. В. Гоцеридзе получил указание Государственного Комитета обороны (ГКО) о подготовке завода к эвакуации в Сибирь, в Красноярск. В массовом сознании людей была заложена уверенность в быстрой победе и вдруг приказ об эвакуации.

В три часа дня состоялось чрезвычайное заседание бюро Бежицкого горкома партии. Начальником первого эшелона  был назначен заместитель главного инженера Григорий Давыдович Гогиберидзе, на которого возлагалась задача не только доставить эшелон в Красноярск, но и принимать последующие эшелоны, организовать выгрузку оборудования, материалов, размещать людей. 3а трое суток был сформирован первый эшелон в составе 34 вагонов, где вагоны и паровоз были собственного производства.

Из воспоминаний ветерана труда БМЗ К. Орлова:  «2 октября мы прибыли в Красноярск. На правом берегу реки Енисей в одноэтажном деревянном бараке нашёл заводоуправление. Захожу и спрашиваю: «Где же сам завод?» А мне отвечают: «Видите, на том конопляном поле забиты колышки, здесь и будет построен завод». Сибирский холодный ветер пронизывал до костей, но люди по 12-16 часов не уходили с разгрузочной площадки. Они не только разгружали, но и монтировали часть поступающего оборудования. К тому же приходилось еще сооружать для жилья землянки и бараки».

Г.Д. Гогиберидзе
(1907-1978)

В 1963 году сам Г.Д. Гогиберидзе – начальник первого эшелона – вспоминал следующее об эвакуации и организации работы завода в г. Красноярске (ГАБО, ф.650, д.4, лл.30-36): «С первых же дней Великой Отечественной войны коллек­тив Брянского машиностроительного завода мобилизовал все свои силы на оборону Родины. Большое количество рабочих, инженерно-технических работников и служащих ушли на фронт, а те, кто остался на заводе, организовали бесперебой­ную работу цехов даже при нападении врага с воздуха.
3 июля 1941 года заводом было получено указание Госу­дарственного Комитета-Обороны о перебазировании завода в Сибирь, в гор. Красноярск. В этот же день в три часа ночи состоялось чрезвычайное заседание бюро Бежицкого горкома партии. На этом заседа­нии бюро как член горкома и как представитель от админи­страции завода присутствовал и я. Обсуждался порядок Эва­куации завода.
В результате тщательного обсуждения этого вопроса, бы­ло принято решение немедленно приступить к организации эвакуации завода. Начальником первого эшелона был ут­вержден я, При этом усматривалось, что по прибытии в го­род Красноярск на меня возлагались обязанности принимать последующие эшелоны, организовывать разгрузку оборудо­вания, материалов и устраивать соответствующим образом людей.
На заводе в гор. Бежице были оставлены для организа­ции эвакуации бывший директор завода тов. Гоцеридзе Спартак Валерьянович, главный инженер тов. Чумичев Ни­колай Семенович и секретарь парткома тов. Башкиров Вик­тор Федорович.
Известие об эвакуации завода рабочими было воспринято тяжело. Мы не представляли себе, что родной завод нужно поднять и вывезти, но дисциплина и глубокое понимание коллективом создавшегося положения взяли верх. Рабочие завода организованно приступили к демонтажу оборудования и отправке его к новому месту назначения.
За трое суток был сформирован эшелон в составе 34 ваго­нов, к тому же вагоны и паровоз были собственного производ­ства. 6 июля на седьмых проходных завода, в сторону быв­шей конторы завода, несмотря на поздний час, собрались ты­сячи рабочих, жителей города, чтобы проводить первый эше­лон в эвакуацию.
В этом эшелоне были и люди в количестве 334 человек. Первый эшелон прибыл в город Красноярск 5 августа 1941 го­да, и только здесь нам стало известно, что завод перебазиру­ется на совершенно пустую площадку. Здесь находилось ру­ководство строящегося завода тяжелого машиностроения — директор завода тов. Касаткин и главный инженер тов. Ма­каров. Строительство располагалось на правой стороне реки Енисея, станции Злобино, возле «Заготзерно», управление же размещалось в бараке. Прибывшему первому эшелону при­шлось разместить людей в поселке Кировского района города Красноярска, а оборудование и материалы выгрузить вдоль железнодорожной линии ст. Злобино.
С этого момента начался прием всех поступающих эшело­нов, разгрузка и сохранение ценнейшего оборудования и ма­териалов, размещение людей в расположенных вблизи райо­нах: Базаихе, Канске, Клюквино и других. В массовом коли­честве прибывали рабочие со своими семьями, а в большин­стве своем без главы семьи, так как большинство рабочих, инженерно-технических работников и служащих были остав­лены в городе Бежице на оборонительных работах, многие из них ушли в формировавшиеся партизанские отряды и истре­бительные батальоны.
Вскоре прибыл второй эшелон во главе с его начальником Владимиром Луцук, с людьми в количестве 1800 человек, оборудованием и материалами.
В тяжелых климатических условиях Сибири, без подъем­ных средств коллективу приходилось работать по разгрузке материальных ценностей завода. И только самоотверженная и безграничная любовь к Родине, своему заводу позволили полностью сохранить в большом количестве оборудование, лаборатории, дорогостоящие материалы. В последующее вре­мя стали прибывать: библиотека, музыкальные инструменты (пианино, рояль), вместе с тем нами была обнаружена за­ботливой рукой упакованная в ящики бронзовая стружка. Это еще раз подтверждает, какое высокое сознание было у рабочих завода при демонтаже и эвакуации завода. К сожа­лению, сейчас очень трудно перечислить все фамилии особо отличившихся при эвакуации людей.

Цеха Брянского завода, эвакуированные в Красноярск

Всего на площадку при­было в порядке 6—5 тысяч вагоно-единиц и около 15000 лю­дей. Одновременно, по прибытии коллектива на новое место, было организовано и производство оборонной продукции. В бывшей конюшне совхоза «Удачный», где было установлено оборудование, и начали выпуск ротных 50 мм минометов, а на левом берегу Енисея, при ремесленном училище, рабочи­ми, инженерно-техническими работниками было организова­но производство гранат. В октябре месяце 1941 года указан­ная продукция выпускалась уже в большом количестве.
Коллектив, не взирая на свои профессии, включился в строительство завода. Все стали в ряды строителей: камен­щиков, штукатуров, плотников, бетонщиков — это был поис­тине героический труд славного коллектива краснопрофинтерновцев.
Лучший сварщик тов. Банщиков при сорокоградусном мо­розе, под открытым небом производил сварку металлоконст­рукций. Прокатчики, металлурги, токари, слесари работали строителями круглые сутки. Хочется отметить исключительно героический поступок прокатчиков. По проекту «Гипротяжмаша» не было преду­смотрено строительство прокатного цеха на новой площадке, но коллектив прокатного цеха — тт. Белов, Жуковский, Марченко и другие уговорили начальника ремонтно-строительно­го цеха тов. Борисенко и сделали на пустой площадке в сто­рону «Заготзерно» фундаменты под прокатное оборудование, демонтированное и привезенное ими же из гор. Бежицы. Смонтировав оборудование, прокатчики тем самым поставили руководство завода перед фактом строительства прокатного цеха.
Об этом было доложено министру тяжелого машинострое­ния тов. Казакову М. С., который одобрил патриотический по­чин прокатчиков и дал указание спроектировать цех. После этого на готовом фундаменте был воздвигнут цех завода.
Особенно следует отметить старейшего кадрового рабочего тов. Жуковского, который работал на обработке валков на од­ном и том же станке в течение 40 лет в гор. Бежице, а затем на установленном своими руками этом же станке продолжал работать в гор. Красноярске.
Особо активно приняли участие и самоотверженно работа­ли во время эвакуации и строительства завода на новом мес­те товарищи: Каминский Николай Николаевич — ныне заме­ститель председателя горисполкома гор. Красноярска, Гаврилов-Подольский Валентин Федосеевич — ныне первый сек­ретарь промышленного крайкома в Красноярском крае, Сафронов Григорий Петрович, ныне заместитель председателя Красноярского крайисполкома, главный конструктор завода Семашко Петр Викентьевич, Богданов Василий Агапович и многие другие. Старейший кадровый рабочий тов. Киреев Борис Степано­вич самоотверженно участвовал в строительстве паровозо-сборочного цеха. Из инженерно-технических работников осо­бо отличились: старейший начальник столярно-модельного цеха, проработавший 35 лет, тов. Кожинов, начальник паровозо-конструкторского бюро тов. Щукин.
Следует отметить, что очень большое количество рабочих, инженерно-технических работников и служащих из города Красноярска ушли на фронт.
В результате огромного героического труда коллектив краснопрофинтерновцев за короткое время построил цехи, и в 1943 году в Сибири выпустил первый паровоз, что было неожиданностью для капиталистов, которые рассчитывали на прекращение в Советском Союзе паровозостроения, так как все паровозостроительные заводы были эвакуированы в связи с временным захватом территории немецко-фашистски­ми захватчиками. Они рассчитывали продавать свои паровозы Советскому Союзу на международном рынке. А в это время, в самый разгар войны, коллектив «Красного Профинтерна» в далекой Сибири начал выпускать паровозы.
Об успешной эвакуации завода «Красный Профинтерн» было отмечено в отчете тов. Шверника Н. М. на имя Госу­дарственного Комитета Обороны, где говорилось о высоком патриотизме коллектива «Красного Профинтерна», который организованно, полностью вывез оборудование, материальные ценности и тем самым внес свою лепту в оборону нашей страны.

Г. ГОГИБЕРИДЗЕ

Во второй половине 1943 часть оборудования была возвращена в Бежицу. В Красноярске осталось предприятие, на базе которого  вырос  мощный завод «Сибтяжмаш» — крупный центр машиностроения по выпуску магистральных паровозов, металлургических кра­нов и других машин для промышленности. За время войны в Красноярске построено и введено в эксплуатацию 15 цехов общей площадью 72 тыс. метров.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 194




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018