Поиск

Календарь

«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Администратор




Вторник, 29.09.2020, 15:04 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2020 году отмечает свой юбилей – 155 лет со дня образования (1865-2020)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2020 » Февраль » 14 » 1970 г.
12:50
1970 г.

Тепловозу ТЭМ2, выпускаемому на Брянском машиностроительном заводе, присвоен Знак Качества.

В 1957-м году на Брянском машиностроительном заводе было создано конструкторское бюро, специалисты которого в сжатые сроки спроектировали шестиосный локомотив с электропередачей постоянного тока. Так 19 июля 1958-го года машиностроители провожали в первый рейс тепловоз ТЭМ1 – первый брянский тепловоз, положивший начало целому семейству маневровых локомотивов. Обладая мощностью в тысячу лошадиных сил, он мог развивать скорость до 90 км/час, это позволяло применять его не только для маневров, но и для вождения поездов. Каждый тепловоз на маневровой работе мог заменить два паровоза серии ЭМ, давая в год по 600-800 тыс. рублей экономии. В 1964 году на БМЗ вышел юбилейный – тысячный тепловоз ТЭМ1.

В 1960-м году инженеры завода, взяв за основу ТЭМ1, разработали новую машину, получившую обозначение ТЭМ2. Это было рождение легенды – ТЭМ2 стал своеобразной визитной карточкой Брянского машиностроительного завода. В создании ТЭМ2 активно участвовали главные конструкторы завода П. И. Аронов, В. А. Долгов, конструкторские бюро А. К. Королёва, Д. И.  Соловьёва, Н. Ф. Шевелёва, конструкторы Л. Г. Скороков, И. И. Тришин, бригады Горохова, Кожекина, Морозова, Дарусенкова, Самохина. Рабочие также внесли в его конструкцию немало своих находок. Так слесари бригады А. Прошичева удачнее, чем в проекте, расположили один из трубопроводов. Множество усовершенствований внес бригадир В. Щелкин. Он  изготовил кожух выхлопной системы, который долго не удавалось сконструировать из-за его сложной конфигурации. Для этого тепловоза Пензенским дизельным заводом на базе дизеля 2Д50 был разработан более мощный дизель ПД1 (Пензенский дизель, 1-й тип).

Первые тепловозы ТЭМ2 поступили для эксплуатации в депо Лихоборы и депо им. Ильича Московской дороги. С 1963 по 1965 годы Брянский машиностроительный завод собирал ТЭМ2 небольшими партиями, а начиная с 1967 года завод начал серийную сборку тепловозов.

Со следующего, 1968 года, завод помимо ТЭМ2, строил также тепловозы ТЭМ2А, отличающиеся тем, что тележки могли переоборудоваться на колею 1435 мм, а стяжные ящики были приспособлены для установки автосцепки как на высоте 1055, так и 875 мм, т.е. они могли быть быстро приспособлены к движению на дорогах зарубежных стран. Основное количество ТЭМ2А в 70-е годы было направлено на Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги. Также в 1968 году на ТЭМ2 стали устанавливать более экономичный дизель ПД1М.

В 1970 году тепловозу ТЭМ2 был присвоен государственный Знак качества – впервые в отрасли локомотивостроения. Это был тепловоз под номером 580. (Государственный знак качества СССР — обозначение, использовавшееся для маркировки серийной продукции (товаров народного потребления и производственно-технического назначения) высокого качества, выпускавшейся предприятиями СССР.) На тот момент ТЭМ2 по ряду характеристик опережал аналогичные машины лучших зарубежных фирм. Впервые в мировой практике на ТЭМ2 была применена система для управления тепловозом одним лицом, как с левой, так и с правой стороны; водить локомотив на маневрах стало проще, чем управлять электросталью.

В 1980–1985 гг. свыше сотни брянских тепловозов ТЭМ-2 были направлены для эксплуатации на Байкало-Амурской магистрали. Строительство этой дороги, которая была призвана открыть для республик бывшего Союза природные богатства Сибири и Дальнего Востока, сопровождалось немалыми трудностями. Вечная мерзлота, трескучие морозы, горные перевалы – эти суровые испытания были заготовлены природой для железнодорожной техники. И ТЭМы были не просто локомотивами – они служили людям проводниками в таежную глухомань.

ТЭМ2 на станции Тында.
Фото А. Бомзы и А. Пьянова
ТЭМ2-5030
Автор: Sergey Korovkin 84 - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29769198

За время производства ТЭМ2 претерпел несколько модификаций и усовершенствований:

  • ТЭМ2А. Выпускался с 1969 по 1975 годы. Экипажная часть тепловоза приспособлена как для колеи шириной 1520 мм, так и для 1435 мм без замены тележек. Причем индекс «А» остался даже при производстве ТЭМ2У.
  • ТЭМ2М.  Первый опытный тепловоз ТЭМ2М-001, на котором, в отличие от тепловоза ТЭМ2, вместо дизеля ПД1М был установлен дизель 6Д49 Коломенского тепловозостроительного завода, был выпущен в 1974 году. Всего выпущено 287 тепловозов этой серии. Поставлялись они только промышленным предприятиям.
  • ТЭМ2Т. Индекс «Т» означал, что данная модификация тепловоза позволяет эксплуатировать его в условиях тропического климата.
  • ТЭМ2У в отличие от тепловозов ТЭМ2 имел измененную форму капота и кабины машиниста, а также ряд новых устройств. Тепловозы ТЭМ2У были рассчитаны как на колею 1524, так и на колею 1435 мм (серия ТЭМ2А). Серийное производство ТЭМ2У началось с 1984 года.
  • ТЭМ2УС. В 1978 году Брянский машиностроительный завод выполнил заказ Министерства путей сообщения по постройке опытного образца ТЭМ2 с системой усиленного сцепления с рельсами. Тепловоз получил обозначение ТЭМ2УС-0001 и активно испытывался ВНИТИ, однако от дальнейшего производства было решено отказаться.
  • ТЭМ2Т является опытным тепловозом, был собран на БМЗ в количестве двух экземпляров. Создавался для изучения целесообразности оборудования ТЭМ2 электрическим тормозом. Для этого были установлены тормозные реостаты и другое оборудования для реостатного торможения.
  • ТЭМ2УМ. Выпуск ТЭМ2УМ начался в 1988 году параллельно с ТЭМ2У. В рамках серии ТЭМ2УМ также было выпущено 5 тепловозов, оснащенных электродинамическим тормозом, они обозначались как ТЭМ2УМТ. Всего за 12 лет производства (1988–2000) было построено 1084 экземпляра ТЭМ2УМ, которые были переданы и МПС, и промышленным предприятиям.
  • ТЭМ2Э Экспортная модификация тепловоза ТЭМ2 для Кубы, Польши, Монголии.
  • ТЭМ2МК.  Данная модификация модернизированного тепловоза с дизелем General Electric предназначена для эксплуатации на Якутской и Норильской железных дорогах.
Транспортировка «Союз ТМА-16» тепловозами ТЭМ2УМ 
Автор: NASA/Bill Ingalls - http://mediaarchive.ksc.nasa.gov/detail.cfm?mediaid=43438 (direct link), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7921496

В 90-х годах из этого семейства выпускались серии ТЭМ2УМ, ТЭМ2АМ (с возможностью переделки на колею 1435 мм), ТЭМ2УМт (с электродинамическим тормозом) и ТЭМ2УМм (с микропроцессорной системой управления).

В 2000 году Брянский машиностроительный завод прекратил выпуск тепловозов семейства ТЭМ2, последним из серии стал ТЭМ2-7870. Семейство ТЭМ2 установило два мировых рекорда в локомотивостроении: это было самое массовое семейство шестиосных маневровых тепловозов с электропередачей (всего в СССР выпущено 9048 машин) и дольше всего выпускавшееся (40 лет, с 1960 по 2000 гг.). Более четверти века ТЭМ2 экспонировался на ВДНХ. За время своего производства создатели ТЭМ2 собрали 4 золотых, 2 серебряных и 12 бронзовых медалей ВДНХ.

ТЭМ2 стал одним из самых массовых маневровых и промышленных тепловозов на территории стран СНГ, разделяя эту нишу с чехословацким ЧМЭ3. Тепловозы серии ТЭМ2 также поставлялись в Монголию, Польшу и на Кубу. В Польше они получили обозначение SM48 и были закуплены с 1976 года в количестве 130 машин. Для промышленных предприятий Польши тепловозы поставлялись все-таки с обозначением ТЭМ2 (TEM2).

В 21-м веке АО «Брянский машиностроительный завод» продолжил создание новых перспективных моделей локомотивов, подвижного состава и другой железнодорожной техники.

Cамой большой сенсацией первых пяти лет нового века стало создание магистрального грузового тепловоза 2ТЭ25К, получившего богатырское имя – «Пересвет». Впервые за 55 лет завод вновь построил магистральный локомотив и впервые за 100 лет это был магистральный локомотив, спроектированный на Брянском заводе совместно с учеными Всесоюзного научно-исследовательского тепловозного института. В августе 2005 года на выставке железнодорожного транспорта Президент России лично осмотрел богатырскую машину и отметил, что отечественная промышленность начинает просыпаться. Этот локомотив в 2007-м году прошел сертификационные испытания, по результатам которых было решено выпустить его установочную серию. С 2007-го по 2009-й год завод изготовил 15 локомотивов. Таким образом 2ТЭ25К стал первым магистральным грузовым тепловозом, спроектированным и серийно выпускаемым в Российской Федерации.

Следующей машиной «поколения богатырей» стал двухсекционный тепловоз «Витязь» или 2ТЭ25А, представленный публике 3 апреля 2006 года на выставке в Санкт-Петербурге в честь Дня Железнодорожника.

Тепловоз 2ТЭ25К-0001 Тепловоз 2ТЭ25КМ-0003

В 2014-м году 2ТЭ25К подвергся модернизации, результатом которой стал тепловоз 2ТЭ25КМ – мощный современный локомотив, который полностью отвечает современным потребностям Российских железных дорог. Массовое производство 2ТЭ25КМ было начато в 2015-м году. За четыре года БМЗ выпустил около 400 тепловозов этой серии, а также спроектировал трехсекционные варианты: 3ТЭ25К2М и 3ТЭ25К3М.

Инженеры БМЗ и Трансмашхолдинга продолжают свою работу по проектированию маневровых и промышленных тепловозов, стремясь создавать машины, которые наряду с техническими возможностями и надежностью отвечают и другим современным требованиям: экономичности и экологичности.

Источники:

  • Кизимова, С. П. Бежица: Историко-экономический очерк / С. П. Кизимова. – Брянск, 1996. – 339 с.
  • Трифанков, Ю. Т. Сущностные силы человека и технический прогресс: Брянский завод: История производства и генезис массового сознания рабочих в советский период. – Брянск: Изд-во БГТУ, 1996. – 249 с.
  • Музей Брянского машиностроительного завода:  История: 1965-1990. – Текст: электронный // АО "УК "Брянский машиностроительный завод". – URL: http://izmerov.narod.ru/bmz/bmzhist4.html (дата обращения: 14.02.2020).
  • Как брянские машиностроители строят магистральные тепловозы. – Текст: электронный // Яндекс. Дзен. – Раздел «Заводы и тепловозы: Рассказы о промышленности и технике». – URL: https://zen.yandex.ru/media/b282/kak-brianskie-mashinostroiteli-stroiat-magistralnye-teplovozy-5cb0196c3e301400b327b420 (дата обращения: 17.02.2020).
  • Экспериментальные тепловозы БМЗ. – Текст: электронный // Яндекс. Дзен. – Раздел «Заводы и тепловозы: Рассказы о промышленности и технике». – URL: https://zen.yandex.ru/media/b282/eksperimentalnye-teplovozy-bmz-5cb95664a94d9900b37c831d (дата обращения: 17.02.2020).
  • Тепловоз ТЭМ2. – Текст: электронный // PROлокомотив.ru : [сайт]. – URL: https://prolokomotiv.ru/teplovoz-tem2.html (дата обращения: 17.02.2020).

 Материал подготовили Кабанцова Н. К., Новикова Т. А., сотрудники ЦГБ им. П. Л. Проскурина

Просмотров: 133




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2020