Поиск

Календарь

«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.10.2018, 15:35 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Август » 25 » 1935 г.
13:58
1935 г.

Состоялся первый выпуск пилотов Бежицкого аэроклуба.

Бежицкий аэроклуб.
Конец 1950-х - начало 1960-х гг.
Брянский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ им. П.М. Камозина. XXI век.

Бурный рост Военно-Воздушных Сил в 1930-е годы потребовал значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. Проводилась широкая разъяснительная работа, привлекалось внимание советского народа к авиации, формировалось у молодёжи стремление овладеть профессией военного лётчика, посвятить свою жизнь Военно-Воздушным Силам. Ещё в январе 1927 г. Постановлением совместного заседания 1-го Всесоюзного съезда Авиахим и 2-го пленума ОСО было создано общество Осоавиахим. Постановлением Совета Министров СССР № 77 от 16.01.1948г. общество Осоавиахим было разделено на три самостоятельных общества:

ДОСАРМ - Добровольное общество содействия армии;
ДОСАВ - Добровольное общество содействия авиации;
ДОСФЛОТ - Добровольное общество содействия флоту, с подчинением ЦК ДОСАРМ, ЦК ДОСАВ, ЦК ДОСФЛОТ - соответственно.

На основании постановления Совета Министров СССР № 3060 от 20.08.1951 г. три самостоятельных общества - ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ были объединены во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). В соответствии с этим постановлением в Брянске в сентябре 1951 г. три самостоятельных комитета ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ были объединены в одно. Был организован Брянский областной комитет ДОСААФ с подчинением Центральному Комитету ДОСААФ СССР. В состав Брянского областного комитета ДОСААФ входило 29 райгоркомитетов и 19 учебных организаций. В числе учебных организаций: Брянский аэроклуб, морской клуб, радиоклуб, стрелково-спортивный клуб, 5 школ Гражданской обороны, Брянская автомотошкола, 4 автомотоклуба, 3 спасательных станции (Брянская, Бежицкая, Трубчевская) и 2 спасательных поста - в Сураже и Жуковке.

В городе Бежице на базе завода «Красный Профинтерн» в 1932 году открывается планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города пробуют свои первые шаги в авиации. 10 октября 1933 года на базе планерной станции открывается Бежицкий аэроклуб. Весной 1934 года на аэродромах Бежицкого и Брянского аэроклубов начинается лётная жизнь.

В 1935 году Бежицкий аэро­клуб выпустил первый от­ряд своих питомцев — пар­ней и девчат завода «Крас­ный Профинтерн», которые без отрыва от производства овладели авиационной техникой и получили звание пилотов.

Яркий солнечный день вы­дался словно по заказу. Лю­ди на аэродроме стали соби­раться с раннего утра. А в 12.00 у самолетов выстрои­лись инструкторы и молодые пилоты, в честь которых и организовывалось это торже­ство. Их было двадцать семь человек.

Первым в шеренге отваж­ных стоял Вячеслав Щерба­ков. Весной 1934 года, ког­да Япония посягала на богатст­ва Советского Приморья, а с запада угрожающе бряцала оружием фашистская Герма­ния, токарь машиносборочного цеха завода «Красный Профинтер» Щербаков ре­шил овладеть техникой лёт­ного дела. Он пришел в ком­сомольскую организацию я заявил: «Хочу летать. Про­шу дать путевку я школу планеристов». Нелегко было совмещать учебу с работой. Ведь в цехе он являлся удар­ником, выполняющим зада­ния на 130—145 процентов. Хотелось быть передовым и в лётном деле. И стал первым.

За Вячеславом Щербако­вым в строю стоял Николай Ивкин. Незабываемым был для него день, когда он впер­вые сел в самолет. Инст­руктор сделал разворот и пе­редал управление Ивкину. Николай взял ручку, поста­вил ногу на педаль и... началось! Машина почему-то сразу потеряла скорость и ста­ла проваливаться…

С того памятного дня вре­мени прошло немало. И вот однажды инструктор Брянцев сказал:  «Полетишь один!» Николай подряд, не выхо­дя ил кабины, сделал три самостоятельных полета. Выле­зая из кабины, удовлетворённо хмыкнул: «Вот так, брат, Вася, а ты говорил...». Про его брата Василия Ивкина знал весь состав аэроклуба. Василий не раз видел летающие самолеты. Восхищался, как они забирались за облака, выкручивая в небе замысловатые и жуткие кренделя, и всегда считал, что люди, летающие на них, должны быть какими-то особенными. А тут с некоторых пор вдруг стал пропадать Ни­колай, куда-то исчезать пос­ле работы и появляться до­мой лишь к ночи. Николай рассказывал, что мечтает быть летчиком, что уже ле­тал на планере, что изучил мотор самолета и вот-вот по­летит сам. Но домашние к его рассказам относились скептически. И вот, не выдер­жав, старший брат явился к самому начальнику аэроклуба: «Что у вас здесь делает Николай Ивкин?» Спустя не­сколько месяцев Василий опять появился в аэроклу­бе. На сей раз с просьбой: «Может, и меня покатаете?»

— Пожалуйста. Садитесь вон в тот самолет.

Василий подошел к самолету. В кабине сидел летчик, на голове — шлем, лицо за­крыто очками. Сел. Завер­телся пропеллер. Осталась где-то земля, точно провали­лась. Василию стало жутко­вато. А в это время к нему повернулся летчик, снял оч­ки и сказал: «Смотри, как штурмую небо, держись...» Василий только выдохнул: «Колька?!» Машина круто повернусь. И начала выде­лывать такое, что дух зах­ватило. И лишь когда стала плавно опускаться на землю, старший Ивкин глубоко вздохнул. А на земле смущен­но пожал руку брату.

Двадцатидвухлетний Нико­лай Ивкин, рабочий вагонно-колесного цеха завода «Красный Профинтерн», стал при­знанным летчиком.

Среди 27 молодых пилотов была только одна девушка — Тоня Федосова. И хотя стояла она последней в ше­ренге, но считалась одной из лучших выпускниц. Не слу­чайно была делегатом Все­союзного слета ударников оборонной работы, где отчи­тывалась перед К. Е. Воро­шиловым за проделанную ра­боту в родном аэроклубе...

И.П. Уборевич
(1896-1937)

Через несколько минут на аэродром прибыли секре­тарь Западного обкома пар­тии И. П. Румянцев и коман­дующий войсками Белорус­ского военного округа Иероним Петрович Уборевич. Командующий принял рапорт начальника аэро­клуба Сергеева, обошел выстроившихся и поздоровался с пилотами. Наступил момент показа мастерства пер­вых выпускников. Смотр открыли Федосова, Инкин и Пантелеев. Любуясь, как легко делал Николай Ивкин «мертвую петлю» и «бочку», командующий не смог сдер­жать восхищения: «Очень хо­рошо!» И когда самолет Ивкина плавно приземлился, И. П. Уборевич снова похва­лил: «Браво! На три точки сел!»

Затем на кабины легко выпрыгнула Тоня Федосова. Четким  шагом подошла к командуюшему и отрапортовала о результатах полета. В это время к Тоне поспешили родители, Михаил Яковлевич и Мафия Георгиевна.

 - Дочка у вас хорошая - сказал им Иероним Петрович. - Наверное, немало подума­ли, прежде чем разрешили ей летать? — засмеялся Уборевич.

А вечером во Дворце культуры состоялось торжественное заседание, посвященное первому выпуску летчиков Бежицкого аэроклуба. На нем выступил Иероним Петрович Уборевич. Передав привет рабочим Бежицы от бойцов Белорусского военного окру­га, он говорил: «...Если на­род желает жить и в будущей войне победить, он должен иметь мощную военную ави­ацию. Нам нужны для этого летчики, парашютисты. То, что сегодня мы видели, у меня вызывает такую оцен­ку: мы доказали, что мож­но подготовить летчиков из рабочих без отрыва от про­изводства. И Ивкин, и Рома­нов, и Федосова, и другие как летчики подготовлены хорошо. Надо к работе аэро­клуба привлечь внимание ши­роких масс...»

От имени молодых летчи­ков выступил выпускник Красновский: «Мы, молодые пилоты, заявляем, что бу­дем учиться и дальше, что­бы летать еще лучше и по первому зову партии под­няться в воздух на защиту социалистической Родины!» И выпускники аэроклуба сдержали свое слово. Сотни рабочих парней Бежицы и Брянска взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. В школах городов действовали сотни авиамодельных кружков. Открывались филиалы аэроклубов в Клинцах, Дятькове, Жуковке. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, закончившие обучение на самолётах ПО-2, направлялись в военные училища лётчиков.

П.М. Камозин
(1917-1983)

На лётном поле Бежицкого аэроклуба ОСОАВИАХИМа начался путь в небо прославленного лётчика Великой Отечественной войны, Дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина, а также и других героев-лётчиков: Ильи Катунина, Венедикта Ковалёва, Сергея Азарова, Михаила Афанасьева, Ивана Леонова, Сергея Полякова, Вадима Бузинова, Вадима Ефграфова, Григория Михеева, Егора Новикова, Анатолия Морозова, Михаила Плоткина, Игоря Середы, Бориса Хлуда, Антонины Худяковой и многих других.   В годы Великой Отечественной войны 24 воспитанника Брянского аэроклуба стали Героями Советского Союза, а Павел Михайлович Камозин этого звания удостоен дважды.

Имя прославленного лётчика Великой Отечественной войны, Дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина постановлением Совета Министров РСФСР присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ в 1985 году.

Лётную подготовку в 1971 году в Брянском АСК прошёл Трегубенков Юрий Петрович, впоследствии ставший Героем России, начальником Главного лётно-испытательного Центра, генерал-лейтенантом. Воспитанник аэроклуба Азаров Андрей Владимирович за боевые действия в Чечне посмертно награждён Орденом Мужества.

Шли годы, росло мастерство лётно-инструкторского состава, совершенствовалась учебно-материальная база, получали новые, более совершенные самолёты, парашюты и средства обеспечения. В 1970-е годы Брянский АСК ДОСААФ вышел на призовые места в стране.

Аэродром Брянского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ

Авиационно-спортивный клуб им. П.М. Камозина за свои годы подготовил 68 мастеров спорта, 5 мастеров спорта международного класса, сотни спортсменов – кандидатов в мастера и перворазрядников. Многие воспитанники клуба им. Камозина завоевали медали различного достоинства на соревнованиях как внутри страны, так и за рубежом. Клуб может гордиться тем, что он трижды участвовал в авиационных и спортивных праздниках в Тушино, в том числе в празднике, посвящённом 40-летию Победы. Причём, это доверие он завоевал на своё выступление впервые.

Переходящие Красные Знамёна обкома ДОСААФ, командующего Воздушно-десантными войсками, ЦК ДОСААФ СССР и ЦК профсоюза авиаработников, дипломы, вымпелы и Кубки, Почётный диплом Международной авиационной Федерации (ФАИ) за неоднократные достижения высоких спортивных результатов на международных авиационных соревнованиях – таков небольшой перечень заслуг и наград клуба им. Камозина.

Брянский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ имени П.М. Камозина имеет административное здание и аэродром. Здание расположено в Бежицком районе у переезда (недалеко от Бежицкого рынка, ул. Ульянова, 42), аэродром располагается на окраине города в районе посёлка Ивановка.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 599




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018