Поиск

Календарь

«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.02.2018, 06:18 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Май » 11 » 1911 г.
11:57
1911 г.
Мужская гимназия в Бежице.
Начало XX века

Открыта Бежицкая мужская гимназия.

Осуществляя программу социального развития В.Ф. Голубева, в Бежице построили новые школы, больницу, аптеку, успешно действовала женская прогимназия. Заводские служащие, имеющие детей школьного возраста, испытывают трудности с их образованием. Они очень охотно переходят на другие заводы, например, в Сормово, где есть возможность с большим удобством учить детей.

Заводское руководство обратилось в правление акционерного общества с просьбой о выделении средств на постройку здания мужской гимназии. Из Петербурга 19 марта 1911 года сообщили директору завода Б.И. Буховцеву, что "правление выразило согласие на постройку здания гимназии и на ассигнование необходимых субсидий".

Корпус БГТУ по ул. Институтской, 16.
Бывшее здание мужской гимназии

ИЗ РАПОРТА ПОПЕЧИТЕЛЯ МОСКОВСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБ ОТКРЫТИИ В БЕЖИЦЕ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ

6 апреля 1911 г.

...Общество учреждения и содержания мужской гимназии основалось в местечке Бежице при Брянском заводе, с населением до 30000 чел. В этом местечке заводом осуществлено всеобщее обучение и школы имеются следующих типов: начальные — 2000 учащихся, 2 — классные министерские — 300 учеников, церковно-приходская — 100 чел., 4-классное городское училище — 130 учеников, школа ремесленных учеников — с 156 учениками, полная женская гимназия Министерства Народного Просвещения с 250 учениками.

Из этого перечня явствует, что в Бежице недостает именно среднего мужского учебного заведения, так как сообщение с ближайшим гор. Брянском, имеющим таковое учебное заведение, очень затруднено переправой через 2 реки и гористой местностью.

Для открытия гимназии создалось Общество, теперь ходатайствующее о разрешении открыть ее. Это Общество, основанное 19 января 1911 г., насчитывает в своем составе уже 305 чел., подписавших свыше 12000 руб. Средства Общества имеют возможности, если гимназия начнет функционировать, так как нужда в среднем образовании ощущается очень остро, ибо записалось уже желающих поступить в гимназию более 200 чел. Просьба об открытии 4-х классов мотивируется именно большим числом записавшихся и, кроме того, при открытии гимназии многие ученики перейдут из иногородних гимназий в высшие — 3 и 4 классы.

Управляющий округом В. ИСАЕНКОВ
Правитель канцелярии В. ТЕРЕШИН

Таким образом, на заводе образовали специальное общество учреждения мужской гимназии. Уже в мае 1911 года этому обществу завод выделил 3511 рублей для строительства. Но для строительства мужской гимназии было необходимо её содержание:

  1. получение от Министерства ежегодной субсидии 10-15 тысяч рублей;
  2. остальные 18 тысяч рублей будут погашаться из платы за право учения и членских взносов членов Общества.

11 мая 1911 года Министерство народного просвещения разрешило учреждение гимназии в Бежице. Заводское начальство решило каменную двухэтажную «красную казарму» для рабочих семей (корпус по ул. Институтской, 16; в 1911-12 гг. пристроен корпус по бул. 50-летия Октября; в 1950 г. со двора сделан ряд пристроек), возведенную в 1880-х гг., отдать гимназии. К новому, 1911 учебному году, часть казармы уже была подготовлена к занятиям. Мужская бежицкая гимназия  была открыта на основании распоряжения Министра народного просвещения от 16 августа 1911 года в составе четырех классов. Вследствие большого наплыва учащихся, вопреки установившейся практике открывать по одному классу в год, с разрешения Министра народного просвещения были открыты два класса –V и VI, а так же был открыт второй параллельный класс. Открытие VI класса вне очереди было вызвано желанием дать возможность родителям, имевшим детей в VI классе других гимназий, обучать их дома. Таким образом, в 1912 году гимназия функционировала в составе 8 классов и подготовительного. В отчете директора гимназии за 1912-1913 год состав учащихся характеризуется следующими данными: христиан - 220, иудейского вероисповедания - 19. Детей служащих завода - 101, мастеров и рабочих - 61, других профессий - 75. Родители жили в Бежице - 117, приезжали - 54 учащихся (ГАБО, ф.3002, оп.1, д.62, л.308).

Синеоков Николай Степанович - директор мужской гимназии в Бежице

Директором мужской гимназии был избран по конкурсному объявлению выпускник Одесского университета физико-математического факультета Николай Степанович Синеоков. Это был опытный педагог, имеющий большой стаж работы и в своей практике использующий многие достижения педагогической науки. У него уже была выработана своя практика учебно-воспитательного процесса, отвечающая требованиям современной ему педагогики. За свою работу он был удостоен звания надворного советника. В системе Николая Степановича большой удельный вес занимало развитие самостоятельного мышления учащихся. Этому способствовали практические занятия и экскурсии. Он требовал от учителей давать детям максимальную возможность к самостоятельному мышлению, решению задач и различных упражнений. Практические занятия, считал Н.С. Синеоков, ключ к развитию понимания научных азов. Он не жалел времени для экскурсий на завод, в окружающие села и города. Требовал от учителей идти от практики к обобщению, выводам, понимаю  закономерностей. В своих отчетах о результатах учебного года он также большое место отводил именно практическим итогам учебы, экскурсиям, которые помогали гимназистам понимать природу, историю, жизнь общества. Он был против зубрёжки, бессмысленного заучивания правил и понятий.

Н.С. Синеоков родился в Царицыне (ныне Волгоград) в 1872 году. Окончив гимназию, он поехал в Киев и поступил на физико-математический факультет университета. Затем учился в Одесском университете. Начал свою педагогическую деятельность в реальном училище Симбирска, затем в родном Царицыне преподавал в гимназии. Имея непоседливый характер, Н.С. Синеоков часто путешествовал по стране, бывал с экскурсией учителей в Германии и Австрии. Он любил наблюдать жизнь, сравнивать, анализировать. Николай Степанович поощрял и местные экскурсии на завод, в окрестности Бежицы, в Свенский монастырь, на предприятия Мальцова. В коллективе гимназии он пользовался огромным авторитетом за глубокие знания своего предмета, правильные требования к учителям, справедливые замечания к ним. Неслучайно Николай Степанович был избран председателем педагогического совета Бежицкой женской гимназии: он передавал свой опыт учителям и этой гимназии. Н.С. Синеоков пользовался уважением и среди населения Бежицы. Он принимал активное участие в Обществе трезвости при Брянском заводе, был избран товарищем председателя этого общества. Николай Степанович часто выступал с лекциями и докладами на антиалкогольные темы в саду Общества, в школах и других учреждениях. В 1919 году Н.С. Синеоков был случайно арестован в Москве, но затем отпущен в связи с отсутствием состава обвинения. Николай Степанович после гражданской войны  работал в брянском отделе народного образования, а осенью 1920 года уехал в свой родной город Царицын, где работал в Губстатбюро, в школах города, профессором Сталинградского медицинского института. Это был требовательный, обладающий педагогическим тактом руководитель учительского коллектива.

Занятия в гимназии начались со значительным опозданием. Молебен перед началом учения был отслужен 1 сентября, а первые уроки были даны 10 сентября. Причиной несвоевременному началу занятий послужила постройка нового помещения для классов, которая не могла быть закончена 16 августа. Трудно было вначале  учебного года вполне нормально вести занятия при отсутствии некоторых преподавателей, которые, хотя и были назначены округом в бежицкую гимназию, но предпочли другие места, более благоприятные как для службы, так и для жизни. Так, на должность преподавателя латинского языка было назначено последовательно пять преподавателей, и только пятый из них, Фёдор Павлович Любимов, назначенный с 5 января 1913 года, явился к исполнению обязанностей. Был случай ухода в другое место преподавателя русского языка и словесности К.П. Архангельского, прослужившего около 2-х месяцев. Причина такого печального для гимназии явления, как уход и отказ преподавателей, кроется в некоторых неблагоприятных условиях жизни преподавателей в Бежице (квартирный вопрос и права). Несмотря на указанные выше неблагоприятные условия (отсутствие преподавателей и несвоевременное начало занятий), программы во всех классах и по всем предметам были закончены, и успехи учащихся были вполне удовлетворительными: из 232 учащихся перешло в следующие классы 202 ученика – 87% общего количества; из всего количества уроков, 5939, которые следовало дать в течение года, пропущено преподавателями 95 уроков – 1,6% общего количества уроков; из числа преподавателей – 6 не пропустило в течение года ни одного урока (ГАБО, ф.220, оп.3, д.151, л.4). В гимназии работали: выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Владислав Романович Лобанов, выпускник этого же университета Владимир Адамович Воскресенский, преподаватель математики Иосиф Феликсович Матрос, преподаватель русского языка Михаил Алексеевич Борисов, преподаватель словесности Лев Михайлович Змиев, преподаватель рисования и черчения Михаил Константинович Знаменский и другие. Интересно отметить, что некоторые преподаватели гимназии, как пишет об этом Л.И. Благодатский, впоследствии стали видными специалистами: директор Н.С. Синеоков получил звание профессора, София Петровна Конде – доцента, В.А. Воскресенский увлекался краеведением, М.К. Знаменский – фотографией.

Гимназисты мужской гимназии 1900-е гг.

С началом учебного года появилась возможность организовывать внеурочные занятия: выпиливание, выжигание по дереву, черчение исторических и географических карт, шахматная игра. Занятия проводились два раза в неделю. Всего за период с 1912 по 1913 год было проведено 48 занятий, в которых участвовало до 60 учеников. В праздничные дни в некоторых классах велись общие чтения и беседы с учащимися под руководством преподавателей (таких чтений в подготовительном классе – 5, в V, VI - 4). Например, занятия по черчению проводились в главной конторе завода под руководством специалистов-чертежников. Обучение проводилось бесплатно. В годы первой мировой войны в гимназии для старших классов были введены занятия по военному делу. В целях религиозно-нравственного воспитания, помимо нравственного воздействия на учеников, в классах введены ежедневные чтения общих молитв: ученики под руководством преподавателя М.А. Борисова читали молитвы перед учением. Помимо классных уроков были ведены гимнастические занятия со всеми желающими. Кроме этого в зимнее время учащиеся охотно принимали участие в лыжном спорте. Гимназией было приобретено 10 пар лыж, которые выдавались желающим пользоваться по очереди.

Для наблюдения за правильным физическим развитием и здоровьем учащихся и для оказания врачебной помощи заболевшим ученикам, с 5 января 1913 года гимназическим врачом был назначен Роман Августович Генрихсен. Учащиеся осматривались 2 раза – осенью и весной. При осмотре были обнаружены следующие так называемые школьные заболевания (ГАБО, ф.220, оп.3, д.151, л.5):
- близорукость – 26,5 %
- страдающие носовыми кровотечениями – 1,3 %
- страдающие головной болью – 16,8 %
- с нервными расстройствами – 2,6 %
- с искривлениями позвоночника – 21,9 %

Введение чаепития после второго урока – мероприятие по заботе о физическом развитии и здоровье учащихся. Каждый из учащихся, изъявлявший желание пить чай, получал ежедневно в указанное время кружку чая с булкой или пирожком, а по желанию с молоком. Всего пил чай в течение года 151 ученик. Стоимость кружки чая с булкой 2,5 коп. и с молоком с булкой – 3 коп. (ГАБО, ф.220, оп.3, д.151, л.6). В большую переменку все ученики направлялись из помещения гимназии на двор – подышать свежим воздухом.
Так же зимой устраивался собственный каток, на котором учащиеся занимались 4 раза в неделю с 11 утра до 7 вечера.

В мужской гимназии большое внимание уделялось внеклассной работе. Так, в духовом оркестре участвовало 24 гимназиста, в оркестре балалаечников - 20. Кроме того, были кружки фортепианной музыки (руководитель Студентская), любителей воздухоплавания и другие. Устраивались литературно-вокально-музыкальные вечера, заканчивающиеся танцами для учащихся. На такие вечера приглашались ученицы женской гимназии. Исполнителями на вечерах являлись исключительно учащиеся всех классов. Предметом исполнения были три комедии, декламация драматических и литературно-художественных отрывков, музыкальные и хоровые пения, гимнастические упражнения, басни в лицах и пр. Таких вечеров за год (1912-13 гг.) было устроено 5. Учащимся на вечерах предлагался чай с угощениями.

Признавая важное значение в деле воспитания и образования за экскурсиями, гимназия организовывала ряд образовательных экскурсий как в окрестности Бежицы, так и в более отдаленные места. Инициатива  организации таких экскурсий принадлежала  В.А. Воскресенскому и И.Е. Благодатскому.  Игнатий Естафьевич Благодатский был настоящим краеведом. Он страстно любил экскурсии и путешествия по Брянщине. Интересовался ботаническим составом растительного мира, историей наших предков, развитием материально культуры. По природе Игнатий Естафьевич педагог. Он любил детей, был организатором вспомогательных школ, участником первого и второго съездов экспериментальной педагогики и психологии детей.  У И.Е. Благодатского были верные друзья и соратники по краеведению – В.А. Воскресенский и Н.В. Восинский. Краеведов интересовало все – история Вщижского княжества, подземные ходы Свенского монастыря, обычаи и язык доисторических племен нашего края. Часто втроем, реже в одиночку, они отправлялись в походы по родному краю. Расспрашивали старожилов о прошлом, собирали исторические экспонаты для музеев.  Говорят, что их находки хранятся до сих пор в музеях Брянска и Орла.

Экскурсия гимназистов в 1915 г. на Дятьковский хрустальный завод (в центре среди гимназистов - И.Е. Благодатский)

На этом снимке – фрагмент фотографии, запечатлевшей участников одной из экскурсий гимназистов 1915 года на Дятьковский хрустальный завод. Среди них мы видим И.Е. Благодатского (в центре среди гимназистов) (ГАБО, ф.3002, оп.1, д.62, л.276). Всего в период за 1912-13 гг. было проведено 16 экскурсий: 13 однодневных и 3 более продолжительных. Из однодневных экскурсий были проведены следующие: на завод огнеупорных материалов; прогулка с учениками для ознакомления с окрестностями и природой; в Свенский монастырь для ознакомления с храмом, с подземными ходами из монастыря к р. Десне, осмотр домика Петра I. Двухдневные экскурсии: на мальцевские заводы, а именно в Песочню на фаянсовые и чугунолитейные заводы; в Дятьково; в Белобережский монастырь и его окрестности (участвовало 25 учеников, которые заплатили по 65 коп. на каждого). Из более продолжительных экскурсий: в Киев (с 9 по 16 апреля, участвовал 21 ученик, стоимость экскурсии 10 руб. 50 коп.) и в Москву (летняя, по Волге, и на Рождественские святки). Но экскурсии в Москву, к сожалению, не состоялись, т.к. было мало учеников, имеющих возможность отправиться на экскурсию, т.к. обучение в гимназии также являлось платным. Подтверждением являются воспоминания уроженки Бежицы А.К. Кузнецовой-Будановой: «Кроме женской гимназии была в Бежице и мужская гимназия. Обе гимназии были с правами государственной гимназии, хотя и созданы при существенной материальной поддержке завода. За учение в гимназии надо было платить, а во всех остальных школах учение было бесплатное». С целью дать возможность учащимся с ограниченными средствами участвовать в экскурсиях гимназия организовала особый экскурсионный фонд. Так же, чтобы дать возможность ученикам, не имеющим возможности принять участие в экскурсии, хоть отчасти ознакомится с местами, посещенными экскурсантами, во время собирался материал в виде художественных открыток, фотоснимков и других предметов, относящихся к цели экскурсии. Весь собранный материал помещался на ученической выставке, устраиваемой в стенах гимназии.

К гимназистам в зависимости от тяжести совершенного ими того или иного поступка применялись меры наказания: гимназиста либо сажали в карцер либо понижали балл по поведению. Причинами для снижения последнего являлись:
- грубое обращение с товарищами;
- грубые шалости на уроках и на улице;
- грубость и дерзость по отношению к преподавателю;
- непослушание;
- мешали занятиям во время экскурсии.
Но такие случаи были единичны. За 1912-13 гг. годовая оценка по поведению (до 4-х) была понижена только одному ученику.

Выпускники мужской гимназии. 1900-е гг.

Основой преподавания в гимназии признавался принцип наглядного преподавания, что достигалось широким использованием наглядных пособий, образовательными экскурсиями. Целью преподавания ставилось не только сообщение учащимся требуемых программой сведений из того или иного предмета, но и развитие в детях интереса к данному предмету, любознательности и самодеятельности учащихся. Для содействия достижению указанной цели, гимназии было выписано ряд руководств и пособий как для учащих так и для учащихся: картины исторического, географического и естественного характера; библиографические справочники; пособия для практических занятий учеников; специальные педагогические журналы и вновь выходящие труды педагогического характера. В основном учебные пособия заказывались у немецких фирм, но присутствовали так же московские и санкт-петербургские.

Было обращено особенное внимание на пополнение библиотеки (в среднем за год 1 учеником было прочитано 35 книг). Библиотека гимназии располагала книжным фондом в 4000 томов. Заведовал ею В.А. Восинский. Состав книжного фонда был следующим: беллетристика - 50%, история - 7%, общественные науки - 13%, естествознание - 7%, философия - 2%, география - 4%, прикладные знания - 4% и общий отдел - 4% (ГАБО, ф.3002, оп.1, д.62, л.308).

После революции и гражданской войны в мужской гимназии сначала открыли общеобразовательную девятилетнюю школу второй ступени, а с 23 сентября 1922 года на базе машиностроительного завода "Красный Профинтерн" был открыт Бежицкий рабфак.  22 декабря 1929 г. Совет Народных Комиссаров постановил: "Разрешить ВСНХ СССР организовать в 1930 году в г. Бежице Брянского округа ВТУЗ нового типа - Бежицкий машиностроительный институт для подготовки инженеров по машиностроению". 18 января 1930 года Бежицкому машиностроительному институту и рабфаку на торжественном заседании, посвященном открытию втуза и слиянию рабфака с ним, было присвоено имя Игната Фокина. 10 января 1930 г. к занятиям приступило 124 студента и 25 преподавателей. А через 4 года, в декабре 1934 г., 24 студента стали инженерами, получив государственный диплом.

17 февраля 1936 г. постановлением правительства г. Бежица был переименован в Орджоникидзеград. Изменил название и институт. Теперь он назывался Орджоникидзеградский машиностроительный институт (ОМИ). 
См. ПРИЛОЖЕНИЕ №1а, ПРИЛОЖЕНИЕ №1б

Во время войны институт эвакуировали в Нижний Тагил. Продолжая процесс обучения, институт, по заданию оборонной промышленности, занимался научно-исследовательской работой.
После освобождения Брянска и Бежицы от оккупантов, институт засобирался домой, но это оказалось непросто. ВУЗ так прочно вошел в жизнь Нижнего Тагила, что отпускать его не хотели. Тем более, московское начальство не было уверено, что его можно разместить в разбитой врагом Бежице. Кроме Нижнего Тагила институт хотели заполучить Саратов и Калинин. Но коллектив ВУЗа и Бежицкие городские власти сумели убедить правительство, что он должен быть там, где родился. Распоряжением Совнаркома от 22 января 1944 г. Орджоникидзеградский машиностроительный институт был переименован в Бежицкий механико-машиностроительный институт (БММИ).
См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

В феврале-апреле 1944 г. студенты и сотрудники стали возвращаться в родной город. В приказе директора ВУЗа от 26 августа 1944 г. говорилось: «…прибыл в Бежицу и приступил к руководству институтом. Деятельность его в Н.-Тагиле прекращена». Так закончился нижнетагильский период жизни ВУЗа.
7 декабря 1945 г. он получил новое название – Бежицкий институт транспортного машиностроения, а после объединения Брянска и Бежицы в один город Брянск в 1956 г. стал называться Брянский институт транспортного машиностроения (БИТМ).
В 1970 г. вступил в строй 2-й учебный корпус.

БГТУ.
XXI век
БГТУ.
     Новый корпус. XXI век

В 1995 году ВУЗ прошел аттестацию экспертной комиссии Ассоциации технических университетов России и приказом Госкомвуза РФ № 1719 от 28 декабря 1995 г. был переименован в Брянский государственный технический университет (БГТУ).

17 мая 2011 г. приказом Министерства образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный технический университет переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный технический университет».

Просмотров: 506




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018