Поиск

Календарь

«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 19.11.2018, 22:26 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2015 » Май » 29 » 1892 г.
15:01
1892 г.

На Брянском рельсопрокатном заводе изготовлен первый паровоз со стальными колесами.

Паровозостроение на пятьдесят с лишним лет определило новое лицо завода. В 1892 году на Брянском рельсопрокатном заводе построен первый паровоз (автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровой машины) со стальными колёсами серии ОД, который являлся лучшим достижением транспортного машиностроения конца XIX века не только в России, но и во всём мире. Паровоз ООсновной») — первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог и самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также и на всех железных дорогах Советского Союза. Паровоз серии Од, где О означала «основной тип», а индекс д — с кулисным механизмом  Джоя (тип парораспределительного механизма, изобретённый британским инженером Дэвидом Джоем и запатентованный в 1870 году), который был расположен снаружи, и уменьшенным до 1150 мм диаметром колёс.

М.К. Тенишева
Портрет А.П. Соколова

Рождение первого брянского паровоза в июне 1892 года отмечалось в Бежице, как великий праздник. Вот как княгиня М.К. Тенишева описывает во «Впечатлениях моей жизни» выход из стен завода первого паровоза: «Спустя месяц после нашего приезда на заводе произошло крупное событие: праздновался выход первого паровоза из мастерских. Перед церковью, переполненной рабочими, к этому дню была выстроена высокая платформа, возле которой стоял первенец механического отделения, громадный, красивый, с ярко начищенной медью паровоз, украшенный лентами, гирляндами цветов и флагами. У машины стоял главный машинист и два его помощника в праздничном платье. Торжество началось с обедни. Толпа была так велика, что нас с мужем ввела в церковь цепь стражников, расталкивая толпу и пропихивая нас в образовавшийся проход. Был июнь месяц, и духота стояла невообразимая. По окончании обедни мы перешли на платформу. Началось молебствие и окропление святой водой паровоза, после чего он громкими свистками возвестил о первом своем шаге, торжественно тронулся от платформы к железной дороге и, шипя, ловко маневрируя, удалился. Я с мужем вернулась домой, у нас должен был завтракать весь заводской персонал… Когда кончился завтрак, мы с мужем и заводским персоналом поехали поздравлять рабочих, собранных по цехам в большом рабочем парке, где были расставлены столы с дымящимися кушаньями, водкой и пивом. Подъезжая к каждому цеху, я оставалась в коляске, а муж подходил к рабочим и после нескольких приветственных слов зачерпывал кружечкой водку в стоявших тут же огромных бочках, поднимал кружку и произносил тост, на что рабочие отвечали дружным «ура», после чего окружали его, хватали на руки и начинали качать. Я с ужасом должна была смотреть, как над этим морем голов выскакивали то голова, то ноги, то весь корпус бедного Вячеслава — и так во всех цехах…Вечером для рабочих в том же парке был устроен бал и фейерверк, а у нас обед с музыкой, и наш парк тоже был иллюминован».

В 1890 году был взят первый заказ на 24 товарных восьмиосных паровозов системы «Compaund» для Юго-Западных железных дорог. Через два года заказ был выполнен. Потом последовал ещё заказ на 60 таких же паровозов для Рязано-Уральской частной дороги и 40 – для казенных железных дорог (ГАБО, ф.220, оп.1, д.4, л.29).

Таким образом, на заводе стала создаваться мощная по тому времени база паровозостроения: в 1893 году завод выпустил 36 паровозов, а в 1894 году – 85, и в 1895 году – 118 паровозов.

Технические данные
Осевая формула  0-4-0
Длина паровоза  9672 мм
Служебный вес паровоза  50—55 т
Порожний вес паровоза  43—47 т
Нагрузка от движущих осей
на рельсы
 12,5 т (тип 40), 13—14 т (серийные)
Мощность  550—720 л. с.
Сила тяги  8,7—9,5 тс
Диаметр движущих колёс  1150 мм (Од), 1200 мм
Давление пара в котле  11 кгс/см² (первые 78 паровозов), 11,5—12 кгс/см²  (паровозы без пароперегревателя), 12—14 кгс/см² (паровозы с пароперегревателем), 14 кгс/см² (Оу)
Полная испаряющая поверхность нагрева котла  174,6 м² (тип 39), 144,4 м² (тип 66), 152,6—167,5 м² (без пароперегревателя), 128,2—132,5 м² (с пароперегревателем)
Поверхность нагрева пароперегревателя  26,9—41,1 м²
Площадь колосниковой решётки  2,1 м² (2 опытных паровоза), 1,85 м² (серийные)
Диаметр цилиндров  500/710 мм (первые 129 паровозов), 500/730 мм (Од и Од), 510/740 мм (Ок, Ов и Оч), 540 мм (Оп)
Ход поршня  650 мм
Парораспределительные механизмы  Джоя, Вальсхарта
Длина тендера  6647 мм (3-осный), 9020 мм (4-осный)
Объём баков для воды  16 м³ (3-осный тендер), 23 м³ (4-осный тендер)
Запас топлива  7 т

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 237




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018