Поиск

Календарь

«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.02.2018, 06:31 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2015 » Март » 30 » 1882 г.
10:03
1882 г.

Изделия Брянского завода были представлены на Всероссийской выставке, организованной в Москве.

Главнейшим продуктом производства Брянского завода были рельсы. Ещё в отчете за 1874 год Орловско-Витебской железной дороги упомянуто о лучшем, сравнительно с рельсами английских заводов, качестве железных рельсов Брянского завода. Стальные же рельсы, все без исключения, вполне выдерживают усиленное испытание, установленное Министерством Путей Сообщения циркуляром от 30 марта 1878 года, обязательным для всех железнодорожных обществ в России; поэтому рельсы были одобрены и приняты на линиях стольких железных дорог. В 1882 году изделия Брянского завода появились на Всероссийской выставке.

Одной из характерных черт общественной жизни России XIX - начала XX века было проведение различных промышленных, сельскохозяйственных и кустарных выставок. Организуемые систематически, они имели свои традиции, приобретенные за годы, прошедшие после первой мануфактурной выставки 1829 года в Санкт-Петербурге. Проведение очередной всероссийской мануфактурной выставки планировалось в 1875 году в Москве, но было перенесено на 1880, а затем на 1881 год из-за предстоящих всемирных выставок в Филадельфии (1876) и в Париже (1878), в которых Россия приняла активное участие. В 1879 году были опубликованы правила предстоящей выставки, в которых говорилось, что «в 1881 году имеет быть в Москве пятнадцатая Всероссийская выставка, предназначенная для произведений всех родов промышленности и художественной деятельности; сообразно этому выставка сия получает название Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года». Покушение на императора Александра II в марте 1881 года народовольцами послужило причиной переноса хорошо подготовленного смотра на следующий год.

Посещение Александром III и
Марией Федоровной выставки
9 сентября 1882 г.

Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве представила плоды деятельности народов империи за двенадцать лет, прошедших с последнего подобного смотра 1870 года в Санкт-Петербурге. Вся Россия, включая самые отдаленные провинции, представила образцы местных изделий. Общее количество участников составило 5 813 человек. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6 852 партии предметов, была тематически разбита на 14 отделов и 121 группу.  Громадная экспозиция разместилась в отдельных павильонах на площади 30 гектаров на Ходынском поле (местность на северо-западе Москвы, получавшая своё название по одноименной реке, ныне заключенной в трубу). Главной достопримечательностью выставки стало центральное здание (диаметр 298 м, площадь 35 000 кв. м), доминировавшее над всем комплексом. Оно представляло собой восемь трехнефных (вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов) павильонов, расположенных звездообразно, т.е. в радиальных направлениях, и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образующими большой центральный и восемь маленьких дворов. С двух сторон к главному зданию примыкали практически одинаковые павильоны, в одном из которых размещался машинный отдел (9600 кв. м), а в другом - художественный и учебный отделы (9980 кв. м). Все три здания были собраны из однотипных трехпролетных металлических рам общей шириной более 31 метра. Все средние высокие пролеты имели верхний свет. Металлический каркас для главного здания был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а для примыкавших к нему павильонов - на заводе братьев Бромлей в Москве (металлообрабатывающее и машиностроительное предприятие в Российской империи; одно из наиболее крупных в стране; создано в 1896 г.)  и Брянском машиностроительном заводе. Кроме центрального здания с галереями и примыкающими павильонами выставочным комитетом было построено еще девять главных, или, как их тогда называли, "казенных" павильонов. Среди этих построек обращали на себя внимание павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела и два павильона для выставки животных, примыкавших к зданию манежа.

Императорский павильон

К главным выставочным постройкам относился и Императорский павильон, который не выполнял экспозиционных функций, а предназначался для "отдохновения высочайших особ" и был закрыт для посетителей. Такие постройки будут возводиться на многих выставках. Они строились, как правило, в русском стиле и отделывались с исключительной роскошью. На выставке было также сооружено 36 частных павильонов.  Помимо экспозиционных сооружений выставочный комплекс включал ряд зданий, необходимых для его нормального функционирования: железнодорожный вокзал, концертный зал на 2150 мест, ресторан, трактир, павильон администрации и экспертов, пожарное депо и другие вспомогательные постройки. В большинстве своем они отличались оригинальной архитектурой. Впервые на территории выставки была проложена электрическая железная дорога - 300-метровая линия пользовалась большой популярностью: пассажирский мини-электропоезд перевозил за сутки до 800 пассажиров. Ее построила известная фирма "Сименс и Гальске" (немецкая компания, занимавшаяся производством электротехнического оборудования, железнодорожного транспорта и бытовой техники).

Павильон экспертов

В павильоне экспертов решались судьбы призов выставки. Эксперты были из разных отраслей хозяйства: земледелия, животноводства, садоводства, лесоводства, фабрично-заводской и кустарной промышленности. Высшей наградой выставки для экспонатов являлось получение права изображения на продукции фирм государственного герба. Такое право могло присуждаться только на Всероссийских художественно-промышленных выставках.

Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года стала национальным праздником, который длился более четырех месяцев; ее посетили свыше миллиона человек. Обозреватели отмечали изменившийся социальный состав посетителей. В.В. Стасов, посетив выставку, писал по этому поводу: «На выставку нынче ходит сам народ – мужики, бабы, солдаты, фабричные – массами, и при том почти всегда на целый день, с узелками и провизией, с детьми, даже грудными. Мне это напомнило то, что я, бывало, прежде видел на больших выставках в Париже и Лондоне и чего не воображал увидеть у нас на своем веку». Солидное парижское издание «Revue de Deux Mondes» в подробнейшем репортаже из Москвы сообщало: «Выставка 1882 года составляет истинное торжество для промышленной России; она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда за последние двадцать лет». Интересно, что такое капитальное европейское издание, как энциклопедия «Brockhaus Enzyklopaedie», причислило московскую экспозицию к важнейшим мировым смотрам наряду со Всемирными выставками в Лондоне и Париже. Это является лестным доказательством международного авторитета и известности русских промышленных выставок второй половины ХIХ века.

Изделия Брянского рельсопрокатного, чугунолитейного и железоделательного завода так же были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Что касается степени совершенства предметов производства Брянского завода, то о ней можно судить из высказанных экспертами московской выставки 1882 года мотивов присуждения Брянскому заводу высшей награды. Из описания этого видно блестящее впечатление, какое произвели выставленные заводом предметы. В описании говорится:

«На выставку Брянский завод представил богатую коллекцию всех своих продуктов, между которыми весьма интересными были многочисленные пробы бессемеровского металла, обнаруживающие высокие его качества; такими пробами являлись сильно скрученные в холодном состоянии образцы рельсов квадратной и угловой стали. Замечательны были так же предметы из бессемеровской стали, при выделке которых применялась сварка; толстые стальные полосы были согнуты под прямым углом без всяких вредных явлений в месте сварки; такой же изгиб придавался полосам с предварительным надрубом или с просверленным отверстием в месте сварки. Эти последние пробы могли бы послужить самым веским убедительным средством для тех, в ком оставалось малейшее сомнение в способности литого металла к свариванию, - сомнение, ещё не искоренившееся не только у нас, но и заграницей, несмотря на то, что уже многие экспонаты парижской выставки могли бы положить ему предел» (ГАБО, ф. 2851, оп.1, д. 13, л. 32).

«Обращали на себя внимание так же образцы проб бессемеровских котельных листов. На одном из таких был просверлен ряд одинаковых дыр, и лист был согнут через центры этих дыр под прямым углом, без малейших трещин на промежуточных между дырами местах. Другой котельный бессемеровский лист был согнут в трубу, причем концы его склепаны в замок, как это делается с тонким кровельным железом» (ГАБО, ф. 2851, оп. 1, д. 13, л. 33).

«Далее, из образчиков проб бессемерова металла мелкосортное железо, скрученное в холодном состоянии в тонкие крученые палочки. Все эти пробы ясно говорили, что Брянский завод достиг возможности готовить литой металл самых высоких качеств» (ГАБО, ф. 2851, оп. 1, д. 13, л. 33).

«Как на образцы, служившие, так сказать, выразителями механических средств завода, укажем здесь на бессемеровский рельс в 28 сажен длиной, весящий около 105 пудов и согнутый в несколько раз без малейших трещин в местах перегиба, и на соответствующую этому рельсу литую болванку в 165 пудов.  Как рельс мог свидетельствовать о силе прокатных устройств и о совершенстве прокатки, так литая болванка чистотой своей поверхности и отсутствием пузырей, при её размерах, являлась выразительницей безукоризненно аккуратной отливки.  Далее нужно упомянуть, стальной, согнутый в нескольких местах угольник в 124 фута длиной, 3/8 дюйма толщиной и со сторонами в 4 и 6 дюймов; стальную полосу в 73 ½ фута длины, 9 ½ дюймов ширины и ½ толщины, согнутую в холодном состоянии спиралью 11-ти оборотов в трубу; такую же пробу с полосой в 66 ½ фута длины, 16 дюймов ширины и ½ дюйма толщины; перегнутые в нескольких листах стальные листы длиной 21 и 30 футов, шириной 4 и 5 футов и толщиной 7/8 и 11/16 дюйма» (ГАБО, ф. 2851, оп. 1, лл. 33-34).

Государственный герб, который Брянский завод получил право изображать на своих изделиях

«Последние из названных экспонатов показывают, что брянский завод не ограничивает деятельность свою одной прокатной рельсов из бессемеровского металла, но уже установил у себя и производство более трудных изделий, какими являются бессемеровские листы для паровых котлов и судостроения, потребность в которых с каждым днём увеличивается» (ГАБО, ф. 2851, оп. 1, д. 13, л. 34).

«Образцами мартеновского металла завод доставил рельсы и различные их пробы холодным изгибом» (ГАБО, ф. 2851, оп.1, д.13, л. 34).

В силу сказанного экспертиза присудила заводу право изображать на своих изделиях государственный герб – двуглавого орла -  «за быстрые успехи как в бессемеровании, так и в производстве мартеновской стали, и за расширение в короткое время производительности и средств завода до огромных размеров, в России ещё небывалых». По другим отделам выставки заводу присуждены отдельные награды «за очень хорошие поковки из стали и хорошую отливку водопроводных труб» и за пропитку дерева хлористым цинком.

Таким образом, участие во Всероссийской промышленной выставке в Москве 9 сентября 1882 года завершило первое десятилетие заводской деятельности.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 336




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018