Поиск

Календарь

«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 25.06.2018, 18:52 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2015 » Март » 4 » 1881 г.
15:26
1881 г.

На Брянском заводе построена листопрокатная мастерская.

Листопрокатная мастерская

В 1881 году в России разразился кризис, надолго, вплоть до начала 90-х годов, ввергнувший промышленность в состояние застоя. Железнодорожное строительство, давшее в 1871-1875 годах 7.400 верст новых дорог, в 1881-1885 сократилось до 3.100 верст и в 1886-1890 годах – до 2.800 верст. Этот кризис угрожал серьезными осложнениями Брянскому заводу, т.к. спрос на рельсы резко упал. Но ещё задолго до начала кризиса В.Н. Тенишев предложил принять меры для расширения номенклатуры изделий завода, в частности, увеличить производство листового металла.

В 1881 году вступила в строй большая листопрокатная мастерская, в которой стали катать мягкую листовую сталь для котлов, мостов, кораблей. Окончательно она была оборудована лишь в 1881 году, причем производство листов шло ещё путем опыта, и только к концу года установилось вполне правильно. Уже в 1881 году было изготовлено 150 тысяч пудов этого материала. Листопрокатная занимала особое, в три корпуса, железное здание (арочной системы), площадью 864 саженей2, при ней находилась каменная постройка для насосов и аккумуляторов с фахверковой (фахверк — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служит пространственная секция из наклонных (под различным углом) балок) пристройкой, где помещалась пиловая мастерская. Средствами листопрокатной служили: котлов 10, машина реверсивная двухцилиндровая, диаметр цилиндра 39 3/8 ˝, ход 48˝, ножниц паровых 3, кранов паровых 2, мостовой кран 1, печей газовых 3, отжигательная 1, станок правильный (станок, цель которого выпрямлять листы) 1. При ней в особом здании располагались отжигательная нефтяная печь и правильный станок для толстых листов. Все печи листопрокатной, кроме 4-х нефтяных, топились дровяным газом, для чего имелось в отдельном здании 40 генераторов.

Рельсы завод выпускал до 1892 года. Потом он прекратил их массовое производство. В 1883 году доля дохода от рельсового дела составляла только 15% от общего объема валового дохода. Остальные 85% дали уже другие отрасли, в частности, основанные на сохраненном чугунолитейном производстве.

Броненосец "Потёмкин", палубная броня была изготовлена на Брянском заводе

Листопрокатная мастерская пришлась как нельзя кстати. В 1882 году портфель заказов оказался настолько тощим, что металлургические цехи должны были работать в две трети своей мощности. Однако в этом году Морское Министерство распределяло заказы на палубную броню для новых броненосцев для Черноморского флота. Оно намеревалось, как и в прошлые годы, передать весь заказ английским фирмам, но В.Н. Тенишев убедил чиновников министерства, что на Брянском заводе сумеют изготовить то, что надо. После долгих колебаний те согласились часть заказа отдать Брянскому заводу. И англичане и брянцы заказ исполнили в срок. Но испытания закончились победой отечественной стали. Из 170 листов английской стали 53 оказались негодными, а изготовленная брянцами палубная броня, толщиной в полтора дюйма и весом 40 тысяч пудов, прекрасно выдержала испытания. Это послужило толчком для новых больших заказов морского министерства и дальнейшему процветанию завода. В обзоре о военном судостроении 1885 года говорилось, что «Брянский завод стоит, по всей справедливости, на первом плане в числе частных наших заводов, материалами коих имеет возможность пользоваться морское министерство..., отличается высоким качеством выделываемой судостроительной стали, давшей при официальных пробах превосходные результаты и оказавшейся выше стали лучших английских заводских фирм». Кстати, именно в брянскую броню был одет знаменитый революционный броненосец «Потёмкин».

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 134




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018