Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 20.02.2019, 10:50 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2014 » Ноябрь » 25 » 1873 г.
12:02
1873 г.

Построен небольшой двухэтажный корпус с машинным и модельным отделами завода.

После выхода «высочайшего разрешения» на учреждение общества Брянского рельсопрокатного завода началось возведение завода и продажа акций. Основной капитал общества был определен в 400 тысяч рублей, разделенных на четыре тысячи акций, по 100 рублей каждая. Акции распределялись по взаимному соглашению между учредителями Общества.

Одним из акционеров стал выходец из семьи немецкого куп­ца Владимир Фёдорович Крахт (1840 - 1902). Его назначили сначала строителем, а потом и директором завода. До этого назначения он, начав са­мостоятельное дело, взял в аренду несколько де­сятин земли, на которой П. Губонин вырубил лес для строительства желез­ной дороги. Остались пни, сучья, ва­лежник и В. Крахт взял­ся за очистку. Он постро­ил химический завод по производству смолы, уль­трамарина и дегтя, а кро­ме того, домны и стал вы­плавлять чугун.

Крахтовские бараки

Вокруг своих заводиков разме­стил несколько бараков для рабочих, которые потом десятки лет носили название «Крахтовские бараки» (эти бараки остались в прошлом; сейчас это улица Карла Либкнехта, преимущественно частный сектор, но встречаются и двухэтажные постройки 1948-1949 годов, и многоквартирные одноэтажные домики с бревенчатыми стенами, датируемые концом 19 века (1879 год - дом №6, 1897 год – дом №13), а места за железнодорожной линией от завода стали называть «Крахтовской стороной» (такое название за этой местностью закрепилось отнюдь не из глубокого уважения к обрусевшему немцу фабриканту Владимиру Фёдоровичу Крахту, просто построенный для него дом служил населению приметным ориентиром) и свой дом, который по­том превратил в доброт­ный особняк.

Дом В.Ф. Крахта. 1878 г.

(Сооружен в конце 1880 годов и передан основанному в 1894 году М.К. Тенишевой Бежицкому заводскому общественному собранию. В 1912 году здание было расширено пристроенными с левой стороны зрительным залом  на 400 мест и сценической коробкой театра; в 1960-х годах над правой одноэтажной частью возведен второй этаж, а со стороны заднего фасада сделаны пристройки, образовавшие внутренний дворик. С 1918 года в здании  разместился первый детский клуб. В 1924 году детско-юношеский клуб был переименован в Клуб юных пионеров. В 40-е годы в изобразительном кружке Дома пионеров занимались братья С.П. и А.П. Ткачёвы, ныне народные художники СССР, члены Академии художеств. В 1944 году в годы Великой Отечественной войны  был открыт Дом пионеров города  Бежица. В 1955 году было восстановлено

Бежицкий Дом пионеров и школьников.
1950-е гг.

здание детского клуба, и в нём расположился  Бежицкий  Дом пионеров и школьников. В 1993 году Бежицкий Дом пионеров и школьников преобразован в Центр внешкольной работы). Этими постройками возле станции Бежицкой было положено начало посёлку Бежица. 

Любопытно, что первый хлебозавод в Бежице появился в августе 1875 года, а начинался он с пекарни, которую выстроил Крахт вместе с Л.К.  Фойгтом. Оценив его практическую жилку,  основатели акцио­нерного общества Петр Губонин и коллежский асессор Виктор Голубев (знавший, что В. Крахт знаком с литейным делом и производством рельсов) предложили ему возгла­вить завод. 20 лет руководил рабо­той предприятия Влади­мир Крахт. За эти годы завод занял в экономике России ведущие позиции. Владимир Фёдорович в довольно зре­лом возрасте (в 41 год!) получил диплом инжене­ра-путейца. К тому време­ни он уже восемь лет ди­ректорствовал, а значит, подкрепил основательной теорией солидный практический опыт. Ска­зывалась на результатах труда директора, видимо, и врожденная немецкая педантичность, и семей­ная нацеленность на успех. По воспоминаниям профессора Владими­ра Матова, внука Влади­мира Федоровича Крахта, все дети основателя рода Фридриха Готлиба Крахта и его жены Ма­рии Лидке, приехавших в Россию в 1830-х годах, сделали карьеру. Федор Федорович стал проку­рором, членом Москов­ской судебной палаты, следователем по особо важным государственным преступлениям (в том числе и политическим), Александр — московским купцом 2-й гильдии, Ни­колай — купцом 1-й гиль­дии, банкиром.

Храм Преображения Господня
(фото К. Фишера, 1895 г.)

Владимир Федорович предпочел про­винцию и производство. Однако с родственника­ми не просто поддерживал теплые отношения. По­стоянно в доме В. Крах­та и его жены жил кто-либо из близких людей. Сохранилось и передано в музей БМЗ метрическое свидетельство о рождении и крещении в 1888 году его внучатой племянни­цы Наталии Герасимовой. В свидетельстве указа­но, что она была крещена в Преображенской церкви (располагалась напротив 7-х проходных Брянского завода и находящегося рядом Дома призрения, где проживали убогие, инвалиды, с той целью, чтобы люди, шедшие в храм, могли всё это лицезреть), что при рельсопрокатном заводе, а воспреемниками были землевладелец, дво­рянин В.Ф. Крахт и жена его родного брата, действи­тельного статского совет­ника Федора Федоровича Крахта, Надежда Ильинична.

Собственных детей Владимир Федорович не имел. Наследство остав­лять было некому, а поз­же оказалось, что и нече­го. В 1892 году директор В. Крахт признал себя должником акционерного общества. Сумма долга со­ставила 90.000 рублей. Дво­рянин Владимир Крахт оставил производство и отправился в село, в свое имение в Смолен­ской губернии, где и скончался в 1902 году.

Машинный цех

По словам В. Мато­ва, на немецком кладби­ще в Москве есть плита с надписью «В.Ф. Крахт». Это перезахоронение. Сначала первый дирек­тор Брянского рельсопро­катного завода был похоронен в своем имении в селе Токарево.

На строительство завода шли крестьяне окрестных деревень и сел, такие, как Корявченковы из Чайкович, Ивановы и Афанасьевы из Ново-Александровской слободы и их односельчане. Шли крестьяне и из дальних мест: Вороновы из-под Рогнедина, Забелины из-под Сещи… Пришлые люди строили себе полуземлянки с восточной стороны завода, вдоль Болвы и селились в них. Начальник Орловского жандармского управления, полковник Рыкалов был обеспокоен скоплением рабочего люда и поспешил назначить в «Губонино» двух унтер-офицеров «для наблюдения за рабочими».

Уже в конце 1873 года был построен небольшой двухэтажный корпус с машинным и модельным отделами.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 721




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2019