Поиск

Календарь

«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.02.2018, 06:23 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2015 » Январь » 27 » 16 февраля 1879 г.
12:25
16 февраля 1879 г.
П.И. Губонин
(1825-1894)
Железнодорожная станция Болва
1868 г.

Началось строительство железнодорожной ветки, соединяющей станцию Бежица с селом Жуковка.

150 лет назад, в 1865 году, при строительстве Орловско-Витебской железной дороги, стал формироваться небольшой посёлок, названный Губонино, – по фамилии владельца, промышленника и землевладельца, московского купца 1-ой гильдии Петра Ионовича Губонина (1825 - 1894), вокруг построенного им неподалёку лесопильного завода. Здесь находилась маленькая станция Болва Орловско-Рижской железной дороги. Она была названа по имени протекавшей рядом реки – притока Десны.

Г.К. Орджоникидзе
(1886-1937)
Здание современного бежицкого железнодорожного
вокзала Орджоникидзеград

В 1874 году состоялось переименование этого пристанционного населённого пункта и станции – Бежица (с 15 февраля 1936 года по 17 сентября 1943 года город Бежица назывался Орджоникидзеград, по имени известного грузинского большевика и видного советского государственного и партийного деятеля, наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича (Серго) Орджоникидзе. Кстати сказать, нарком бывал в городе своего имени - до недавнего времени на вокзале висела огромная картина, изображавшая его приезд в Бежицу. После переименования самого города в 1943 году имя Серго Орджоникидзе так и осталось «закреплено» за названием железнодорожной станции).

Вскоре после начала работы Брянского рельсопрокатного завода остатки и запасы губонинских дров и лесоматериалов подошли к концу. Вырублены были и частные леса недалеко от Бежицы. Завод встал перед проблемой снабжения производства дровами и древесиной. Начались поиски дешевых дров и лесоматериалов. Веками нетронутые богатства Людинки (Клетня) заинтересовали предприимчивых людей.

Ул. Калинина. Часовня.
Ранее – Спасо-Поликарпов монастырь

Еще в 1874 году акционеры завода послали своего уполномоченного специалиста в Акуличские лесные дачи (ныне Клетнянский район) А.А. Станевича для изучения возможностей их использования. Инженер завода остановился в Людинке (ныне Клетня). Он изучил все лесные дачи, которые ранее принадлежали Брянскому Спасо-Поликарповому монастырю (сейчас на месте разрушенного в середине 20 века монастыря располагается часовня по ул. Калинина, на современной Набережной, на участке сквера перед киноконцертным залом "Дружба"), а еще ранее князьям Барятинским (знаменитый княжеский род, потомки святого князя Михаила Черниговского. Преподобный Поликарп Брянский в миру был князем Петром Ивановичем Барятинским. В 1591 году он был назначен воеводою в Тюмень, а через несколько лет, как предполагается, оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель в честь Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он скончался и в 1621 году был погрёбен).

В.Н. Тенишев (1843-1903)

В это время председателем акционерного общества Брянского завода стал князь В.Н. Тенишев – человек предприимчивый, имеющий большие связи в высших слоях. Используя связи, князь договорился с лесным департаментом правительства об эксплуатации Акуличских дач (ныне Клетнянский район) и о строительстве железной дороги от ст. Жуковка до Акулич (36 верст) и тем самым обеспечил Брянский завод на десятки лет топливом и лесоматериалами. 13 марта 1879 года лесной департамент заключил контракт с акционерным обществом об эксплуатации Акуличской лесной дачи.

Граф Эмерик
Гуттен-Чапский
(1828-1897)

Контракт, который подписали доверенное лицо акционерного общества Брянского рельсопрокатного завода директор В.Чацкин и директор лесного департамента граф Эмерик Гуттен-Чапский (представитель  русско-польского графского и дворянского рода, крупный землевладелец, нумизмат, библиофил, собиратель произведений искусства, коллекционер, основатель музея в Кракове), говорил о том, что завод получает право на сплошную рубку леса в течение сорока лет, начиная с 1879 года. По этому контракту завод ежегодно получал право на рубку от трехсот пятидесяти до четырехсот десятин сырорастущего леса ("В течение сорока лет ... ежегодно от 350 до 400 десятин сырорастущего леса и валежника вне лесосек для рубки ..."). Условия рубок были следующими: на лесосеках заводу разрешалась разделка материалов во все сортаменты (совокупность прокатной продукции, отличающейся по форме и размерам), строительство изб и шалашей для рабочих, жжение угля. За каждую десятину леса завод должен был заплатить по 25 рублей.

Железнодорожная ветка Жуковка-Людинка (Клетня) на карте Смоленской губернии в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона". 1900-е годы.

Завод обязался строить железнодорожную ветку, которая соединит Акуличскую дачу с Орловско-Витебской железной дорогой. Эта ветка построена в течение двух лет со дня заключения договора. На берегах речек Людинки и Надвы застучали топоры, зазвенели пилы. Скоро выросли лесозавод, бревенчатая контора, бараки для рабочих. Вот как описывался лесопильный завод, действовавший в Людинке в девяностых годах XIX века. "Кроме парового двигателя здесь имелись паровые котлы, паровой насос системы Вортингтон для питания котлов и для противопожарных целей, подающий 2000 ведер воды в час. Паровая горизонтальная машина производства Брянского завода в 60 лошадиных сил. Лесопильная рама системы Рихордент поле с приводом на высоте пола для кряжей толщиной до 10 вершков, с вагонетками. Круглая американская пила, дроворезка, изготовленная на Брянском заводе, с круглой пилой, лебедка с краном, водопровод от водокачки железнодорожной ветки, мельница об одном поставе, работающая от лесопильного завода и еще две запасные лесопильные рамы. Над лесозаводом возвышалась дымовая труба высотою 30 аршин, выложенная внутри кирпичом на высоту 8 аршин, а под заводом - подземный каменный тоннель для отвозки опилок из под рам, длиною 30 погонных сажен". У лесозавода частным лицам не разрешалось строить жилые дома. Здесь появился заводской поселок. Была проложена железнодорожная ветка от станции Жуковка.

Рабочие на строительстве железнодорожной ветки Жуковка-Людинка

От Людинки (Клетня) во многие стороны начали  прокладывать узкоколейные железные лесовозные дороги. Первое направление лесовозной дороги пролегло к Дядне, потом к Надве, от Дядни узкоколейка пролегла к Мамаевке. Например, от лесозавода до Мамаевки акционеры построили 14 домов, в которых жили десятники, руководившие лесоразработками. На дороге к Алексеевке таких домов было 10. Лесовозные дороги были построены к Прыще, Каталино, Харитоновке, Мужиново и в других направлениях. Их путь определял инженер Д.Д. Станевич, который хорошо изучил казенные лесные дачи. Когда лес вырубали, узкоколейки переносили на другие направления, ближе к центру лесоразработок. Кроме казенных лесов, Брянский завод покупал леса частновладельческие, прилегающие к лесовозной дороге. Таким образом, узкоколейные дороги Брянского завода пролегли почти во все уголки Акуличского (Клетнянского) лесного массива.

Железнодорожная ветка Жуковка-Людинка (Клетня) на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1988 г.

К 1907 году в Людинке у лесозавода акционеры построили 64 жилых дома, два тесовых летних барака (казармы) для рабочих, кузницу, магазин, две бани (для рабочих и служащих), прачечную, скотный двор, казарму для стражников. На ст. Акуличи был лишь один дом и сарай для скота. За десять лет князь В.Н. Тенишев почти полностью использовал Акулическую лесную дачу (оставалось лишь 40,5 десятины, которые не разрешили «истребить» первая жена Тенишева – Анна Дмитриевна и ее сын Вячеслав, претендуя на их владение). Лучший лесоматериал он отправлял за границу, а дрова продавал Брянскому заводу.

В январе 1889 года акционерное общество Брянского завода назначило управляющего заводской дорогой инженера Виц-Римера, а Г.И. Ганцкевича – заведующим лесным хозяйством при Жуковско-Акуличской железнодорожной ветке Брянского завода. Эта заводская железная дорога по предложению инженера В.Ф. Голубева стала служить заводу полигоном для обкатки и испытания паровозов и вагонов, которые изготавливал завод. Часто эти испытания проходили под наблюдением В.Ф. Голубева и конструкторов завода. Это служило повышению надежности и качества брянских паровозов и вагонов.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 500




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018