Поиск

Календарь

«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Партизаны Бежицы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.02.2018, 06:13 | RSS
Бе́жица — бывший город в Брянской области, в настоящее время Бежицкий район г. Брянска (с 1956 г.), в 2015 году отметил свой юбилей – 150 лет со дня образования (1865-2015)
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
Главная » 2016 » Октябрь » 10 » 15 февраля 1936 г.
14:54
15 февраля 1936 г.

Постановлением ЦИК СССР город Бежица и станция Болва Западных ж.д. переименованы в Орджоникидзеград.

Станция "Болва"

Бежица была основана в 1865 году, когда купец Петр Губонин открыл неподалеку от строящейся железной дороги Орел – Витебск распило­вочный шпальный завод, поселок при нем стал называться Губонино.

В 1873 году, через 8 лет после постройки лесопилки, на том же месте был основан завод, получивший длинное и витиеватое название «Брянский рель­сопрокатный, железоделательный, сталелитейный и механический завод». А село Губонино в 1889 году получило название Бежица. Такое же название получила и станция Риго-Орловской железной дороги. С названием стан­ции Бежица через некоторое время стали возникать некоторые проблемы – иногда вагоны уходили на станцию Бежецк в Тверской губернии (ныне го­род в Тверской области). Вследствие чего в конце ХIХ века станция была переименована и получила уникальное местное название «Болва» по имени протекавшей возле рабочего поселка реки.

Уроженка Бежицы, профессор медицины, врач-педиатр А. К. Кузнецова-Буданова в книге «И у меня был край родной» пишет: «Выросла Бежица бла­годаря построенному там большому машиностроительному заводу Брянско­го акционерного общества. Завод выпускал паровозы, вагоны, подъемные краны, сельскохозяйственные машины, военное снаряжение и т.д. Работало на заводе от двенадцати до пятнадцати тысяч рабочих. Заводские постройки раскинулись ближе к месту слияния Болвы и Десны, поселок же протянулся широкой полосой вдоль левого северного берега Десны, на возвышенности, на запад от завода. Спуск на заливной луг поймы реки Десны был крутой».

Железнодорожная станция "Орджоникидзеград"

 

Итак: 24 года (1865-1889) Бежица называлась поселением Губонино, затем 47 лет, с 1889-го по 1936 год, - собственно Бежица.

15 февраля 1936 г. город Бежица был переиме­нован в город Орджоникидзеград, т.е  получил имя наркома тяжёлой промышленности Григория Константиновича (Серго) Орджоникидзе – грузинского большевика и видного советского государственного и партийного деятеля, революционера. И надо сказать, что сталинский нарком бывал в городе своего имени – до недавнего времени на вокзале Орджоникидзеград висела огромная картина, изображавшая приезд Серго Орджоникидзе в Бежицу. Вместе с городом была переименована и станция. Бежица превратилась в Орджоникидзеград.

 

О переименовании города Бежица Западной области и станции Болва Западных ж. д.

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: Удовлетворить ходатайство рабочих завода «Красный Профинтерн» и трудящихся города Бежица и переименовать город Бежица, Западной области — в город Орджоникидзеград и станцию Болва Западных ж. д.— в станцию Орджоникидзеград.

Председатель ЦИК Союза ССР Г. Петровский.
Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов.

Москва, Кремль. 15 февраля 1936 г.

 

Г.К. Орджоникидзе (1886-1937)

Город  просуществовал с таким названием 7 лет. Вопрос об увековечении памяти популярного в тридцатые годы наркома Орджоникидзе в названии города обсуждался 11 ноября 1936 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) (протокол № 46, пункт 96) – настолько важным было это решение. Высшее партийное руководство страны подобные действия всегда и идеологически, и юридически обосновывало. В данном случае главным мотивом перемены исконного имени города послужило, как указывалось в постановлении ЦК, "удовлетворение ходатайства рабочих завода "Красный Профинтерн" и трудящихся города Бежица о переименовании: города Бежица Западной области – в город Орджоникидзеград и станцию Болва Западной железной дороги в станцию Орджоникидзеград". Ссылка на мнение трудящихся являлась обязательной нормой для подобных изменений и была популярной мерой для государства, позиционирующего себя как государство "рабочих и крестьян". Новое название, инициированное как бы из недр трудовой массы, должно было подчеркнуть решающее влияние рабочего класса на решения власти.

Но название Орджоникидзеград в народе не прижилось. Оно фигурировало в официальных документах и справочниках, а люди всегда называли любимый городок Бежицей. В многочисленных воспоминаниях партизан преимущественно говорится о Бежицких партизанских отрядах, а никак не об Орджоникидзеградских.

18 февраля 1937 года Серго Орджоникидзе умер. Урна с прахом Орджоникидзе похоронена у Кремлевской стены на Красной площади Москвы. Хотя многие историки упорно доказывают, что он либо был убит по приказу Сталина, либо совершил самоубийство. Официальная же причина смерти – инфаркт. По приказу Сталина были впоследствии переименованы некоторые объекты, носящие имя Григория Орджоникидзе – например, город Орджоникидзе на Украине. Но Орджоникидзеград остался Орджоникидзеградом.

Название Орджоникидзеград, как это ни удивительно, осталось и во время немецкой оккупации в 1941-43 годах. Педантичные немцы не стали переименовывать станцию, которая значилась на всех картах, хотя и не могли адекватно воспроизводить такое сложное даже для русских название. В их устах Орджоникидзеград носил инопланетное (неофициальное) имя О-град (до сих пор, кстати, сами железнодорожники называют станцию Орджоградом).

Существует несколько версий столь внезапного переименования. Так, например, есть версия, будто «город, побывавший в оккупации, не имеет права носить имя знаменитого сталинского наркома». Прямо противоположная ей версия: «это произошло из-за посмертной потери Орджоникидзе расположения Сталина. Наконец, третья версия – просто сводку Генерального штаба составляли по топографическим картам 1934 года. Практически все карты Генштаба Красной Армии были выпущены именно тогда – к Большим Киевским маневрам. А на них Бежица еще была Бежицей. Именно поэтому в приказ Верховного Совета и попало старое название. А сдавать назад было уже поздно… Таким образом, в 1943 году произошло очередное переименование города, которому все-таки вернули его прежнее название. С новым-старым именем город прожил 13 лет – до тех пор, пока Бежицу в 1956 году не объединили с городом Брянском в качестве Бежицкого района областного центра. Название  же железнодорожной станции Орджоникидзеград сохранилось – железнодорожники очень консервативные люди, названия станций сохраняются, несмотря на переименования городов. Интересно, что в 2001 году через Орджоград прошел последний поезд Рига-Воронеж – бывший Рига-Орел, который «помнил» еще станцию Болва.

Я.М. Свердлов
(1885-1919)

Правда, в истории трехкратного переименования названия и изменения статуса Бежицы существует еще один любопытный эпизод. Речь идет о несостоявшейся попытке присвоить городу Бежице имя "Свердлов". 27 июня 1923 года Брянский губернский исполнительный комитет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов направил в Административную комиссию ВЦИК СССР ходатайство о переименовании города Бежицы в город Свердлов – в честь пятидесятилетия первого председателя ВЦИК РСФСР Якова Свердлова. В просьбе, которую подписал заместитель предгубисполкома Рыжов, традиционно подчеркивалось, что она выражает "желание всего трудового населения города". Председатель Административной комиссии ВЦИК того периода, нарком внутренних дел Белобородов высказался против такого переименования, но в своем отказе, который был направлен в Москву, внес поправку (на всякий случай), в которой заменил предлагаемое будущее название Бежицы со слова "Свердлов" на слово "Свердловск".
К делу подключился организационный отдел ВЦИК. Между ним и административной комиссией завязалась переписка. Орготдел попросил выслать все материалы, а также сообщить мотивы, побудившие Брянский губисполком ходатайствовать о переименовании города Бежицы в город Свердловск и уезда Бежицкий в Свердловский уезд. Одновременно настаивал на сообщении причин протеста административной комиссии против подобного переименования.
Административная комиссия не заставила себя долго ждать. Уже к концу июля 1923 года в ЦИК СССР от Белобородова поступило очередное письмо. В нем были названы две причины отказа – формальная и существенная. К первой относилась ссылка на распоряжение Президиума ВЦИК, которым переименование железнодорожных учреждений, а также почтово-телеграфных пунктов было воспрещено. Вторая причина сводилась к материальным обстоятельствам. Белобородов доказывал, что переименование крупных населенных пунктов приведет к значительным расходам. "Занаименование памяти о каком-либо событии или же лице может быть достигнуто присвоением имени культурно-просветительным учреждениям и т.п.", – предлагалось в ответе.
В итоге ходатайство Брянского ГИК было отклонено. Это произошло 14 августа 1923 года на специальном заседании секретариата ВЦИК.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Просмотров: 409




 

ЦГБ им. П.Л. Проскурина г. Брянск © 2018